18 янв. 2010 г.

"Ромашка вопросов" (или "Ромашка Блума")

Всем доброго времени суток!

Сегодня, уважаемые и дорогие читатели моего блог, решила продолжить тему "Приемы ТРКМЧП" и раскрыть содержание еще одного приема - "Ромашка вопросов" (или "Ромашка Блума").

Почему двойное название у данного приема? Дело в том, что на начальном этапе распространения ТРКМЧП в России творческая группа во главе Загашева И. в 1997 году решили теоретические положения Б.Блума сделать более наглядными и привлекательными. Поэтому прием назвали "Ромашка Блума". Но в ходе модернизации вопросов, составляющих основу данного приема, было сложно четко и однозначно определить, к какому типу - по таксономии Б. Блума - относится тот или иной вопрос. Кроме того перечень вопросов на ее лепестках уже был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Прием "Ромашка вопросов" можно использовать как в начальных классах (начиная с 1 класса), так и при работе со студентами, педагогами.

Если мы используем "Ромашку вопросов" в начальных классах, можно оставить визуальное оформление. Младшим школьникам нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие "лепестки". Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: "Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить".

Прием "Ромашка вопросов" можно использовать на стадии "Вызова" или на стадии "Рефлексии". Если мы используем этот прием на стадии "Вызова", то вначале просим учащихся сформулировать вопросы, а затем они ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Если у кого-то возникли вопросы, пишите.

Источник: Загашев И. Умение задавать вопросы.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...