26 сент. 2010 г.

Модель процесса формирования орфографического умения

Доброго времени суток, уважаемые читатели и посетители блога!

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор остается не решенной. Существуют различные подходы в формировании орфографических умений, которые известны многим педагогам. Хочу предложить Вам модель процесса формирования данного умения, которую использую в своей педагогической деятельности.

Орфографическое действие – это сознательное действие, а не навык. Действие включает в себя: цель (мотив), ориентировочную основу действия, выполнение действий, контроль и коррекция. В связи с этим формирование орфографического действия, основанного на деятельном подходе к обучению, можно представить следующим образом:



На первом этапе обеспечиваю мотивацию обучаемых.

На втором этапе совместно с детьми создаем ориентировочную основу действия. На этом этапе обучающиеся учатся формулировать орфографическую задачу, строят опорные схемы, разрабатывают алгоритм действий. При этом косвенно руковожу деятельностью учащихся. Моя задача - научить детей самим формулировать орфографическую задачу и решать ее.

На третьем этапе выполняются действия по алгоритму в развернутой форме.

На четвертом этапе выполняются действия без опоры на ООД с проговариваем вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий.

На пятом этапе действия сопровождаются с проговариванием "про себя" при "свертывании" (сокращении) алгоритма.

На шестом этапе - полный отказ от речевого сопровождения действия.

На седьмом этапе - учащиеся самостоятельно без проговаривания выполняют тренировочные упражнения. На этом этапе обучающимся предлагаю предварительные диагностические работы. После их выполнения проводится работа над ошибками. И только после этого провожу контрольные виды работ.


2 коммент.:

Светлана Георгиевна комментирует...

Ирина Валентиновна, спасибо за интересные мысли. У Г.Г. Граник есть очень полезные работы по формированию орфографического умения (и пунктуационного).В журнале "Вопросы психологии" были статьи (уже давно).Её учебники для школы в этом аспекте уникальны. С уважением Светлана Георгиевна.

Ирина Валентиновна Жакулина комментирует...

Уважаемая Светлана Георгиевна! Большое спасибо за внимание к данному посту и отзыв! Очень ценю Ваше мнение. Поэтому была очень рада Вашему отзыву. Вы правы. У Граник Г.Г. много полезных советов по формированию орфографического умения. Ее статьи, по моему мнению, до сих пор актуальны. Желаю Вам творческих успехов! С уважением и благодарностью, Ирина Валентиновна.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...