18 сент. 2009 г.

Звуко-буквенный анализ слов во 2-4 классах

Доброго времени суток, уважаемые посетители блога!

Вот пишу уже 100-й пост. Долго думала, на какую тему написать пост. Очень хочется, чтобы материалы моего блога были интересны читателю, могли бы оказывать помощь коллегам. И решила посвятить пост звуко-буквенному анализу слов во 2-4 классах. Поскольку обучение правописанию опирается на знания по фонетике.

Не задумывались ли Вы, почему учащиеся 2-4 классов при выполнении звуко-буквенного анализа слов довольно часто путают звуки и буквы? Потому что ученик рассуждает о звуковом значении букв, но слова не слышит. Он вспоминает, что обозначает буква, а звуков, о которых говорит, не слушает. А без слышания слова, без развитого фонематического слуха возникают многочисленные фонетические ошибки и, кроме того, тормозится освоение программы в целом: лексики, грамматики, словообразования, не говоря уже о том, как это сказывается на обучении правописанию.

Развитие фонетических способностей детей, умение последовательно вычленять в слове звуки и произносить каждый из них изолированно в соответствии с тем, как этот звук произносится в целом слове, происходят в собственно звуковом разборе, специфика которого заключается в том, что он выполняется без обращения к буквам. Этот разбор целесообразно проводить по такому плану:

1. Произнеси и послушай слово.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.
3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук условным значком.
5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
И так далее до конца слова.
Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово.

Если дополнить данный план фонетического разбора еще одним пунктом: обозначь каждый из звуков буквой и объясни ее выбор,— ученик перейдет от звукового разбора к звуко-буквенному. Но чтобы обращение к буквам не превратило разбор в буквенно-звуковой, звуковой анализ слова должен входить в звуко-буквенный разбор как его обязательная первоначальная ступень.

Учитывая выше сказанное, рекомендации Жедек П.С. и других методистов, звуко-буквенный анализ слов во 2-4 классах провожу по следующему плану:

1. Произнеси и послушай слово. Запиши транскрипцию.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. Запиши.
3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук буквой. Объясни выбор буквы.
и т.д.

вода - [вада']
во - да'
[в] - согл., парн. тв., парн. звон. - "вэ".
[а] - гласн., безударн. - "о".
[д] - согл., парн. тв., парн. звон. - "дэ".
[а'] - гласн., ударн. - "а".

Ученик рассуждает так: "В слове "вода" первый звук [ввввада] - [в]. Он согласный, парный твердый, парный звонкий. На письме обозначен буквой "вэ". Звук в сильной позиции".

Учитывая, что на записывание словами характеристики каждого звука отнимает много времени и места, рядом с транскрипцией можно помещать условный значок, который показывает, какой это звук:

О – гласный, — - согласный, глухой, твердый, ↔ - согласный, мягкий, звонкий и т. п.

При таком подходе мои учащиеся повторяют правильное название букв русского алфавита, анализ слов осуществляют, отталкиваясь от звука, а не от буквы, осознанно обосновывают выбор букв для обозначения звучания слова на письме. При этом соблюдается естественный ход анализа от звука к букве, что помогает уяснить устройство русского письма, конкретнее — его графики. И самое главное - значительно повышается уровень развития навыка правописания.

Статью П.С. Жедек "Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию" можете прочитать здесь.

3 коммент.:

Ирина Валентиновна Жакулина комментирует...

Уважаемые читатели блога! В предлагаемый вариант звуко-буквенного анализа слов я несла незначительные коррективы, но зато расширила количество решаемых образовательных и развивающих задач. Надеюсь, что данный материал сможет оказать Вам методическую помощь. Жду Ваших комментариев и сообщений. С уважением, Ваша Ирина Валентиновна.

Светлана Фёдоровна комментирует...

Ирина Валентиновна! Поздравляю Вас с 100 постом! Вы - творческая личность, Ваш блог - кладезь полезных материалов! И я не сомневаюсь, что и завтра, и послезавтра, открыв Ваш блог, можно найти много полезной и интересной информации. Удачи Вам!

Ирина Валентиновна Жакулина комментирует...

Уважаемая Светлана Федоровна, большое спасибо за поздравления, пожелания, внимание к моему блогу и оценку моей деятельности на блоге. Мне бы тоже хотелось, чтобы мой блог и дальше был востребованным. С уважением, Ирина Валентиновна.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...