19 сент. 2009 г.

Факторы, способствующие успешной адаптации первоклассников

Доброго времени суток, дорогие читатели моего блога!

В этом году у меня 1 класс. Мои выпускники (ныне пятиклассники) меня не забывают. На каждой перемене прибегают ко мне в класс, делятся своими новыми впечатлениями, вспоминают нашу совместную школьную жизнь.

Приятно, что мои воспитанники меня не забывают. Как только они меня не называли в 4 классе: Ириночка Валентиновна, Ирина Валентиночка и т.п. А вчера придумали мне новое имя - мама Ира. Думаю, что это самая высокая оценка моего труда.

Переживаю за них. Как хочется, чтобы адаптация к среднему звену у моих пятиклассников прошла успешно.

Переживаю и за своих первоклассников. А как у них пройдет адаптация? Вот и "подняла" свои старые записи о проведении исследовательской работы по проблеме адаптации первоклассников к школьному обучению. Думаю, что данный материал сможет помочь мне и другим коллегам вспомнить о факторах, влияющих на сокращение адаптационного периода первоклассника.

Первоначальный этап пребывания в школе является периодом социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. По мнению С.С. Степанова, адаптация социальная – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Приспособление (адаптация) первоклассника к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Например, Г.М. Чуткина выявила следующие факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации: состав семьи (полный или неполный); уровень образования родителей; правильные методы воспитания; отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье; отсутствие конфликтной ситуации в семье; положительный стиль отношения к детям учителя первого класса; уровень функциональной готовности к обучению в школе; благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс; удовлетворенность в общении с взрослым; адекватное осознание своего положения в группе сверстников.

Существуют и другие факторы. Так, в ходе экспериментального исследования мною был выявлен еще один очень существенный фактор, способствующий успешной адаптации первоклассников к обучению - мотивация достижения успеха.

Мотивацию достижения успеха трактуют как стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Мотивация достижения успеха является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Мотив избегания неудачи – это относительно устойчивое стремление человека избегать неудачи в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности.

Результаты экспериментального исследования позволили выявить, что хорошо адаптированным первоклассникам свойственны высокий уровень мотивации достижения успеха и низкий уровень мотива избегания неудач, их сверстникам с признаками дезадаптации, наоборот, низкий уровень мотивации достижения успеха и высокий уровень мотива избегания неудач.

В качестве общего направления работы с первоклассниками на этапе адаптации к школе следует развивать адекватную самооценку и уровень притязаний, уверенность в свои способности, мотивацию достижения успеха и постоянно создавать ситуацию успеха в образовательном процессе, способствовать повышению степени эмоциональной включенности родителей в дела ребенка. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учительницы, родителей. При этом они не столько осознают успех, сколько переживают.

В постах "Как создать ситуацию успеха" и "Технология создания ситуации успеха" были рассмотрены некоторые приемы создания данной ситуации.

Более подробно о всех факторах, способствующих успешной адаптации первоклассников к школьному обучению, и результатах исследовательской работы Вы сможете узнать здесь.

Интересный пост для Вас? Тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...