Доброго времени суток!
Исходя из современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Учитывая это, во многих методических разработках можно встретить следующие формулировки целей урока: "Познакомить..."; "Рассказать..."; "Дать представление...; "Развить..."; "Воспитать...". Но можно ли их считать целями урока? Давайте вместе подумаем над этим вопросом.
Цель деятельности педагога – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся. В связи с этим учитель обеспечивает или создает условия для данных изменений. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".
Попробуем конкретизировать цели урока.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...;
- обобщить и систематизировать знания о ...
- отработь навыки (указать какие);
- устранить пробелы в знаниях;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель? Можем ли проверить, что к концу урока мы у учащихся воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка? Наверное нет. Поэтому цель воспитания предлагаю формулировать следующим образом: "Создать (или обеспечить) условия для ...". Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.
Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. В данном случае нужно поступать так же как и с целями воспитания, т.е. формулировку цели начинать со слов "создать (или обеспечить) условия для развития ...". Ведь очень трудно определить, развили ли мы у обучающихся память или внимание. А так урок будет развивающим поскольку на уроке были созданы условия для развития познавательных процессов.
Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.
Возможно, что я ошибаюсь. В связи с этим хотелось бы узнать Ваше мнение о формулировании целей урока.
2 коммент.:
Добрый вечер, Ирина Валентиновна. Давно хотела пообщаться с Вами на эту тему. Все, о чем Вы написали, абсолютно правильно. Я была согласна и с целями, и с задачами. Но последние курсы заставили задуматься. Лекцию читала к.п.н и к. филологии (извините, не знаю как правильно). И она нам объяснила, что и воспитывающие, а тем более развивающие цели урока мы претворяем, обязаны претворять, ежедневно, на каждом уроке. Что цель урока вытекает из темы урока. Подробнее об этом я писала в своем блоге http://osanachalka1956.blogspot.com/2009/10/blog-post_18.html Будет возможность, почитайте. Мне очень важно Ваше мнение. С уважением. О.С.
Добрый вечер, Ольга Ситтиковна. Я согласна с Вами, что на каждом уроке мы обязаны решать цели воспитания и развития. В начале поста я указала о триединности цели урока. Цели урока обязательно должны вытекать из темы урока, расшифровывать ее. Ваш материал читала еще раньше (когда Вы его опубликовали). С уважением, Ирина Валентиновна.
Отправить комментарий