Всем доброго времени суток!
Перед организаторами проектной деятельности учащихся иногда возникает дилема: "Какой вид проекта эффективнее использовать: индивидуальный или групповой?".
А на самом деле, какой из них более эффективен?
Давайте рассмотрим преимущества каждого вида проекта.
Преимущества индивидуальных проектов:
1) план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
2) у обучаемого полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта и его качество зависят только от него самого;
3) учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта - от рождения замысла до тоговой рефлексии;
4) у обучаемого полноценно формируются общеучебные умения и навыки (исследовательские, информационные, презентационные, оценочные) и их формирование оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
1) у участников проектной деятельности формируются навыки сотрудничества, что очень важно для жизни в современном обществе;
2) проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
3) каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы, на котором может в полной мере раскрыть себя как личность;
4) в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Как видим, каждый вид проекта имеет свои положительные и отрицательные стороны. Каждый учитель, в зависимости от особенностей своего класса или поставленных целей, может выбрать тот или иной проект, либо сочетать два вида проекта в течение учебного года.
Однозначного ответа нет на поставленный выше вопрос.
6 коммент.:
Ирина Валентиновна!
С глубоким уважением и благодарностью слежу за вашими многочисленными публикациями! Большое Вам СПАСИБО!!!
НО сегодня я с Вами не соглашусь.
Мне кажется, проектная деятельность в задумке своей подразумевает групповые способы взаимодействия учеников. Не бывает учебных ПРОЕКТОВ индивидуальных. В группах ученики договариваются о том, у кого какая будет роль, кто чем будет заниматься. А осуществляют зачастую, конечно же индивидуально. Один рисует, второй напишет стих, третий в словаре узнает незнакомые слова. Материал собирается воедино, обсуждается в группе целесообразность каждой частички, отбрасывается неважное, идёт подготовка к защите....
Если всё это свести к индивидуальной работе (всё делает лишь один), то это просто углублённое изучение учеником либо самостоятельная работа на тему... и всего лишь. Моё мнение таково - не бывает УЧЕбНЫХ проектов в школе индивидуальных, также и урок-проект - "небывальщина"
Уважаемая Наталья! В проектной деятельности могут существовать индивидуальные и групповые проекты. Об этом указывается в концепции данной технологии. Ребенок сам выбирает, какой проект он будет выполнять: индивидуальный или групповой. И у каждого вида есть свои "плюсы" и "минусы". С уважением, Ирина.
По-моему,иногда очень полезно при проведении проекта дать сильному ученику тему для индивидуальной работы. Это и дополнительная индивидуальная работа с одаренными детьми. И детям, оставшимся без "палочки-выручалочки", приходится активизироваться.
Уважаемая Елена, я согласна с Вами. Но иногда и другим учащимся тоже можно дать возможность выполнить индивидуальный проект. Например, если какая-то тема интересует только одного ученика, или кто-то из детей испытывает трудности при групповом взаимодействии. С уважением, Ирина.
В том и СОЛЬ метода проектов - учить детей ГРУППОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ, дабы исчезли трудности у ребёнка.
Уважаемая Наталья, "соль" проектной деятельности учащихся - развитие у обучающихся умений организовывать свою деятельность в решении своих проблем. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся. Поэтому он вправе выбрать выполнение индивидуального проекта. В ходе выполнения своего проекта он все равно будет вынужден общаться с другими. Поэтому даже при выполнении индивидуального проекта ребенок приобретает опыт взаимодействия с другими людьми. Мы не можем навязывать детям выполнение только групповых проектов. В реальной жизни им может пригодиться и опыт индивидуальной проектной деятельности. Разве не так? С уважением, Ирина.
Отправить комментарий