22 мар. 2010 г.

Примерные алгоритмы мастерских в технологии "Педагогическая мастерская"

Доброго времени суток!

В предыдущем посте мы рассмотрели основные этапы образовательной технологии "Педагогическая мастерская". Но это не означает, что на практике используется только такая последовательность этапов. Мастерская – очень гибкая форма учебных занятий, она характеризуется большой вариативностью.

Иногда в зависимости от цели в организации мастерской можно использовать и такие структурные элемента, как "слово мастера" и "панель".

В "Педагогической мастерской" мастер (учитель) находится как бы в тени. Но с помощью "слова мастера" на разных этапах мастерской педагог умело управляет работой учащихся с помощью различных заданий. Например, мастеру нужно сообщить дополнительную информацию, если она оказалась востребованной учащимися.

Панель - фронтальное обсуждение возникшей проблемы. На панели все желающие высказываются по сути новой проблемы, нового видения объекта изучения, чувств, которые возникли на мастерской. Данный элемент мастерской может быть включен на различных этапах урока.

Рассмотрим возможные алгоритмы организации мастерских.

Алгоритм 1 (классический). Индукция - самоконструкция – социоконструкция - социализация - афиширование - разрыв - рефлексия.

Алгоритм 2. Слово мастера - индивидуальная работа с полученной информацией - работа с литературой - составление и сбор вопросов по изученной теме - выбор вопроса каждой группой - работа с литературой - панель - слово мастера - формулирование выводов - социализация.

Алгоритм 3. Индукция - панель - работа с литературой - обсуждение в парах, а затем в группах - постановка вопросов - выбор группой вопроса для исследовательской работы - понимание проблемы каждым - социализация в группе - поиск гипотезы каждым - выбор наиболее вероятной гипотезы в группе - социализация - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - представление выводов - коррекция - обмен проблемами - оценка каждой группой представленных им выводов и возможности их использования при решении поставленной проблемы (социализация).

Алгоритм 4. Индуктор - создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка - описание свойства продукта - обмен описаниями -воспроизведение модели по описанию - обмен построенными моделями -уточнение описания модели - слово мастера - использование на практике каждым из участников группы - обмен заданиями в группе - выделение условий правильного выполнения задания - обмен заданиями и моделями к ним между группами - корректировка моделей.

Алгоритм 5. Мастер предлагает 2-3 темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования -обнародование проблемы - каждый выясняет все, что он знает по этой проблеме – создание групп по схожим проблемам - формулирование обшей темы исследования - создание банка данных - план исследования – работа по плану индивидуальная, парная, групповая - обсуждение в группе – оформление первого результата - представление - каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер также) – работа над заданиями – оформление и представление второго результата исследования – индивидуальное размышление о проблеме – подготовка и оформление индивидуальных результатов.

Алгоритм 6. Разговор в группах по новой теме – панель – в группах привести пример нового понятия – группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решения проблем, связанных с новым понятием – группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи – коррекция – группы представляют свои примеры на доске – вопросы других групп – коррекция – группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили – каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию.

Алгоритм 7. Индукция – творческий процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей – новый продукт – коррекция своей деятельности – соотнесение с достижениями культуры.

Вариантов может быть несколько. Алгоритмы мастерских варьируются в зависимости от учебной темы, этапа ее изучения, особенностей учебного предмета, учащихся и т.п. Каждый учитель сам выбирает, какой из алгоритмов наиболее оптимален.

Интересно почитать:

1. Технология "Педагогические мастерские (творческие, французские)".
2. Творческие мастерские.
3. Что такое педагогические мастерские.

Желаю успехов в использовании технологии "Педагогическая мастерская"!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...