7 июл. 2011 г.

Рекомендации психологов по работе с разными детьми

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. Верьте в способности "слабоуспевающего" ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Помните, что для "слабоуспевающего" необходим период "вживания" в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предваритель­ные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

4. Задавайте ученикам наводящие вопросы, помогающие после­довательно излагать материал.

5. При опросе создавайте специальные ситуации успеха.

6. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивайте ат­мосферу благожелательности.

7. Периодически проверяйте усвоение материала по темам уро­ков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

8. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми. Чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с
классом, самостоятельно).

9. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспеваю­щих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных раз­делах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в ус­воении нового материала.

10. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школь­никам предлагайте упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах. При этом нужно отметить положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, указать типичные затруднения в работе и способы их устранения, оказать помощь с одновременным раз­витием самостоятельности в учении.

11. При организации домашней работы для слабоуспевающих школь­ников подбирайте задания по осознанию и исправлению ошибок. Для этого проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домаш­них заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необ­ходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы.

12. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

13. Объем домашних заданий рассчитывайте так, чтобы не допустить перегруз­ки школьников.

14. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

15. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... "слабоуспевающих". Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.

Рекомендации по работе с агрессивными и возбудимыми детьми

1. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не исполь­зовать жаргонные и бранные слова — это не даст им права оскорб­лять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способ­ны.

2. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.

3. В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.

4. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

5. Обсуждайте поведение только после успокоения.

6. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.

7. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково воз­можное решение. "Имя... , ты расстроился, потому что ... . Ты мо­жешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сде­лать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.

8. Пусть за что-то отвечает в школе.

9. Перед сильными - проявляют элементы раболепия, со слабыми - агрессив­ны. Могут быть назойливыми, слащавыми. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мело­чам на него.

10. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.

11. "Воинственность" ребенка можно успокоить своим спокой­ствием.

12. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя неко­торое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

1. Игнорировать истерические реакции. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.

2. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

3. Не стремиться угодить.

4. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение - это ему и надо (подсознательно).

5. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответ­ственность за свои решения и поступки.

6. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неуто­лимая жажда признания.

7. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных при­тязаний.

8. Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

9. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков - одно замечание или наказание.

10. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

11. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание — непод­вижностью). Такое наказание он запомнит.

12. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

13. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья один человек - требования всех членов едины.

14. Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.

15. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.

16. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до кон­ца первое.

17. Четко ориентировать в понятиях "хорошо", "плохо", "надо".

18. Повышать самооценку, уверенность в себе.

Источники:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...