14 авг. 2011 г.

Как повысить эффективность родительских собраний?

Доброго времени суток, уважаемые читатели и посетители блога!

Все ближе начало учебного года и в августе мы вплотную начинаем к нему готовиться.

Стало интересно, как можно повысить эффективность родительских собраний. Изучив материалы сети Интернет и обобщив свой опыт, попыталась составить список рекомендаций:

1. Включение родителей в активную деятельность в ходе ведения собрания.
Для этого желательно использовать активные формы и приемы. Можно провести родительское собрание в виде "круглого стола", "аквариума", "педагогической мастерской", игры, диспута, дебатов и т.п.

К активным приемам относятся:

Определение понятий. Берется всем известное понятие, которому следует дать "научное" определение. Например, слово "гора". Гора – это возвышенность на поверхности земли, имеющая разнообразную форму. В определении необходимо указать существенные и несущественные признаки. Они должны раскрывать сущность предмета и отличать данное понятие от других. Это своего рода разминка, а далее переходят к понятиям, которые связаны с темой родительского собрания. Определяя понятия, родители будут лучше осознавать проблему и, возможно, выделят для себя какие-то направления в работе с детьми.

Высказать мысль другими словами. Берется фраза, которая может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например:
– Я всегда настроен благожелательно.
– Меня нельзя упрекнуть в негативном отношении.
Предложите родителям потренироваться делать замечания детям или высказывать слова одобрения не так, как они обычно делают, а используя другие слова и выражения.

Сделать наоборот. Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. Можно и сам факт переиначить и пофантазировать, что получится. А затем следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все сделать наоборот: например, вместо того, чтобы наказывать – поощрить; вместо того, чтобы шлепнуть, – приласкать и т. д.

Объединить объекты в систему. Вырезать из газет различные заголовки, раздать каждой группе участников по 3–4 заголовка. Предлагается составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой на родительском собрании проблемой.

Клубок вопросов. В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы.

Карусель проблем. Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Ее целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания. Например, тема родительского собрания "Как помочь ребенку учиться самостоятельно" может быть представлена такими вопросами:
- Как научить ребенка быть внимательным?
- В каких случаях целесообразнее выполнять задание вместе?
- Как проконтролировать учебу ребенка? и др.
Слишком узкие проблемы с трудом поддаются дифференциации.

2. Правильный выбор тем.
Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Вначале учебного года провожу на первом родительском собрании провожу анкетирование родителей, в ходе которого они указывают интересные для них темы. С помощью ранжирования отбираю наиболее востребованные. Остальные темы раскрываю в ходе индивидуальных консультаций. Некоторые темы добавляю сама, но тогда при проведении родительского собрания раскрываю значимость данной темы.

3. Расширение тематики родительских собраний.

4. Правильный выбор вида и формы проведения родительского собрания.
Дело в том, что вид и форма собрания зависят от его темы и соответственно цели. Например, проводить собрание-лекторий целесообразно в том случае, если выбрана нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, или если родители не в достаточной степени подготовлены по выбранной теме. Для проведения лектория желательно пригласить более узких специалистов: психолог, логопед или медицинского работника и т.д. Для обсуждения значимой для всего класса темы и стимулирования активности родителей желательно проводить собрание в виде "круглого стола" или диспута. Ведь в ходе лектория родители в основном выполняют пассивную роль. Например, в форме лектория можно провести собрание на тему "Особенности учебников, по которым учатся ваши дети". Хотя и по этой теме можно подобрать активные приемы.

5. Собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.

6. Своевременное приглашение родителей и других участников собрания.
Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. На мой взгляд, лучше использовать открытки-приглашения, пригласительные, чем записи в дневниках.

7. Чаще обращаться к родителям по имени и отчеству. Ведь самый приятный звук для человека – его имя. Поэтому хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей.

8. При проведении родительского собрания стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

9. Желательно начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

10. Проводить собрания не более 1-1,5 часов.

11. Нужно поблагодарить всех, кто нашел время придти на собрание (особенно отцов).

12. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

13. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

14. В личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

15. Классный руководитель должен не "назидать", а общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него.

16. Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Это может быть: устное мнение родителей или письменный анализ родителями результатов собрания.

Используемые источники:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...