27 авг. 2011 г.

Виды работ над текстом на уроке литературного чтения в начальной школе

Доброго времени суток, уважаемые читатели и посетители блога!

Все ближе и ближе начало учебного года. Жалко, что так быстро пролетело лето. Что же поделать? C’est la vie.

Для себя составила примерный перечень видов работ над текстом на уроке литературного чтения. Возможно данная памятка и Вам поможет разнообразить работу на уроках литературного чтения.
1. Чтение всего текста

2. Чтение, деление на части. Составление плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома

6. Чтение текста и его пересказ

7. Чтение цепочкой по предложению

8. Чтение цепочкой по абзацу

9. Чтение вполголоса

10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку

11. Чтение, ответы на вопросы

12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос

13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении

14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком

15. Чтение "выше нормы" (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 - 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 - 55 слов в минуту)

16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу

17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку

18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа

19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки)

20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни)

21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно)

22. Чтение, подборка звукового оформления "фильма"

23. Беседа с сопровождением выборочного текста

24. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов

25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником

26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось

27. Установление путем чтения причинно-следственных связей

28. Чтение и рисование обложки к прочитанному произведению

29. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении

30. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту)

31. Чтение, деление текста на части

32. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка

33. Чтение по ролям

34. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

35. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы

36. "Живая картинка" (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

37. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек...

38. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

39. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

40. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе)

41. Нахождение и чтение образных слов и описаний

42. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

43. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно

44. Чтение стихотворения, расстановка пауз

45. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах

46. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору

47. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем

48. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу


49. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило

50. Чтение текста и составление пословицы из слов

51. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни)

52. Чтение стихотворения и пересказ его прозой

53. Чтение, пометка непонятных слов

50. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка

54. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет

55. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)

56. Чтение слов, к которым даны сноски

57. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения

58. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме "Осень", "Зима" и т.д.

59. Чтение и заполнение таблицы словами из текста

60. Чтение и пересказ от лица героя произведения

61. Чтение, придумывание продолжения рассказа

62. Чтение произведения (рассказа или сказки) с изменением хода событий

63. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?

64. Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)

Используемые источники:
1) http://www.shishkova.ru/students/rus_reading.htm
2) http://www.openclass.ru/node/91020

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...