Доброго времени суток, уважаемые читатели и посетители блога!
Хочу с Вами поделиться своими взглядами на особенности морфемного анализа в начальной школе.
Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.И. Бажович, Д.Н. Богоявленский и др. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало "наивных семантиков" и "стихийных формалистов". Первые, анализируя слово, учитывают только его лексическое, вещественное значение, вторые - только внешние признаки (его буквенный или звуковой состав).
Примером ответа "наивного семантика" на вопрос "Являются ли родственными слова почта и почтальон?" может служить такой: "Школа и школьник - не родственные слова, так как школьник - это человек, а школа - здание". На вопрос "Входит ли слово часовщик в число родственных к слову час?" "стихийный формалист" ответит: "Часовщик подойдет, потому что во всех словах буква ч".
Сначала было высказано предположение, что описанные ошибки связаны с возрастными особенностями младших школьников. Однако в дальнейшем ученые пришли к однозначному мнению о том, что эти ошибки возникают тогда, когда форма и значение языковой единицы, формальный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве друг от друга: объясняют значение корня (суффикса, приставки, окончания) и не упоминают о его фонемном (звуковом) составе или обращают внимание на буквенный состав суффикса (корня, окончания, приставки), а значение его не раскрывается и т.п.
На начальном этапе младшим школьникам свойствена и такая ошибка, как смешение родственных слов и словоформ.
К сожалению, на практике приходится наблюдать, что в качестве единственного признака морфему используют ее местоположение, оставляя в стороне анализ значения той или иной морфемы: часть слова перед корнем - это приставка; отрезок между корнем и окончанием - суффикс. Между тем, всеобщий способ нахождения в слове морфем, распространяется на приставки и суффиксы.
Цель морфемного анализа - установить, из каких значимых частей состоит слово. Некоторые методисты рекомендуют в начальной школе морфемный анализ объединять со словообразовательным анализом слов.
На практике практикую следующую алгоритм морфемного разбора:
План морфемного анализа слов
1. Внимательно прочитать слово и постараться понять смысл слова.
2. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. или словосочетании.
3. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо изменить форму слова: изменить число, .
4. Указать основу слова.
5. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
6. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
Примеры устных объяснений:
Бесед-к-и
1. Беседки – имя существительное.
2. Окончание – -и. Оно выражает значения мн.ч., Им.п.: беседк-а, (в) беседк-е.
3. Основа – беседк.
4. Корень – бесед-. Однокоренные слова: бесед-а, бесед-овать.
5. Суффикс – -к-. Этот суффикс называет помещение, предназначенное для осуществления действия: за-движ-к-а, тер-к-а, пере-город-к-а.
Бел-еньк-ий
1. Беленький – имя прилагательное.
2. Окончание – -ий. Оно выражает значения ед., м.р., Им.п.: беленьк-ая, беленьк-ие.
3. Основа – беленьк.
4. Корень – -бел-. Однокоренные слова: бел-ый, бел-оватый.
5. Суффикс – -еньк-. Это суффикс имен прилагательных. Имеет ласкательную окраску: красненький, добренький.
Рожд-а-ют-ся
1. Рождаются – глагол.
2. Окончание – -ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч.: рожд-а-ет-ся, рожд-а-ем-ся.
3. Основа – рожд-а-…-ся.
4. Корень – рожд-. Однокоренные слова: рожд-а-ть, рожд-ённ-ый.
5. -а- – суффикс. Это суффикс глагола: пис-а-ть, реш-а-ть.
-ся – суффикс возвратного глагола: мы-ть-ся, куп-а-ть-ся.
Со-бир-а-л-ся
1. Собирался – глагол.
2. Окончание нулевое. Оно указывает на форму глагола прошедшего времени, ед.ч., м.р.
3. Основа - собирался.
4. Корень – -бир-; возможно чередование бир//бер//бр: бер-у, бр-а-л.
5. ся – суффикс возвратных глаголов: уч-и-ть-ся, сме-я-ть-ся.
л – суффикс глаголов прошедшего времени: уч-и-л, пис-а-л.
а – суффикс глагольной основы: писал, читал.
6. со- приставка, имеет значение объединения: со-автор, со-существовать.
0 коммент.:
Отправить комментарий