17 сент. 2011 г.

Обучение разным видам чтения в начальной школе

Доброго времени суток, уважаемые читатели и посетители блога!

Сегодня о чтении принято говорить не столько как об учебном предмете, столько как о процессе осознанного освоения текста и формирования таких универсальных учебных действий, как:

коммуникативных – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника;
познавательных – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;
личностных – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения;
регулятивных – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму).

Правда, не знаю, на основании чего Министерство образования и науки РФ в 2011-2012 учебном году решило выделить на изучение литературного чтения лишь 2 часа в неделю, а русского языка - 3 часа в неделю.

Как правило, в начальной школе выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.

Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.

Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста. Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок (название) текста; соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т.п.); прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным предложениям его; осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста. Для этого используются следующие виды заданий:

- назвать ключевые предложения абзаца;
- назвать предложения, которые открывают новую тему текста;
- прочитать данные абзацы и определить, какая тема их объединяет;
- как можно продолжить текст, если он называется ...;
- из каких (скольких) частей будет состоять текст "Кем бы я хотел быть и почему?";
- с какой частью текста параграфа соотносятся рисунки (схемы,таблицы) и т. п.

В учебниках русского языка основу многих упражнения составляют отрывки из художественных, научно-популярных произведений, газетных публикаций. Задания к ним, как правило, предусматривают озаглавливание текстов, определение основной мысли, темы и стиля высказывания, выделение его частей и т.п. При работе с такими упражнениями учащийся должен получить общее представление о содержании материала, найти ответ на какой-либо один конкретный вопрос, содержащийся в задании (определить стиль высказывания; назвать основные вопросы, которые затрагивает автор; определить вид связи между предложениями и др.).

Если в основе упражнения лежит художественный текст, также следует обратить внимание школьников на выразительные достоинства данного текста, на те средства языка, которые придают ему особое звучание. С этой целью используются задания такого характера:

- какую роль в описании играют имена прилагательные (или другие части речи);
- какие глаголы использованы для описания действий...;
- как и почему изменяется порядок слов в первой и второй частях текста;
- какие формы глагола помогают описать прошлые события зримо, образно;
- каким образом автор передает свои чувства при описании...

Задачей ознакомительного чтения является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Ознакомительное чтение базируется на приемах общего охвата содержания, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.

Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся:
- изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста;
- найти ту часть текста, которая могла бы дополнить текст изученного параграфа;
- что нового вы узнали по сравнению с ранее изученным материалом;
- кратко сформулировать основную мысль текста (указанного абзаца);
- найти ту часть текста, которая отвечает на вопрос ...;
- прочитать часть текста и ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы ...;
- найти в тексте ключевые слова, несущие основную информацию;
- найти главные мысли текста (абзаца), ориентируясь на его название (аннотацию, план);
- подчеркнуть слова, которые могут быть опущены без ущерба для передачи основной информации и т.д.

Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Одним из основных приемов, способствующих достижению этой цели, является постановка вопросов после прочтения текста школьниками либо до прочтения (предварительные вопросы). Целесообразно использовать прием самопостановки вопросов к тексту в процессе чтения и осмысления содержания читаемого. Цель работы - пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в неясном.

При формировании навыков изучающего чтения учитель, читает вслух текст, делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами такого типа:

О чем теперь вы хотели бы узнать?
Какие вопросы здесь возникают?
О чем будет говориться далее?
Как эта мысль раскрывается дальше?
О чем это говорит?
На какой вопрос это отвечает?
Какая мысль раскрывается в этой части текста?
Подтвердилась ли ваша догадка?

В последующем учащимся предлагается самостоятельно ставить вопросы после прочтения определенной части текста, указанной учителем, или после прочтения текста в целом. Овладению приемами изучающего чтения способствуют также составление плана, постановка вопросов по тексту товарищам или учителю, составление ответов на поставленные вопросы.

Приемы изучающего чтения реализуются учащимися в процессе работы с различными текстами в учебниках русского языка. Прежде всего это тексты параграфов, в которых излагается теоретический материал, разъясняются факты и явления лингвистического характера, даются определения понятий, перечисляются их характерные признаки, излагаются правила. Их чтение связано с изучением нового материала, с познанием новых явлений и фактов. Глубокое проникновение в содержание текста, осознание взаимосвязи и последовательности всех его частей требуется от школьников при при подготовке к написанию изложения.

Особый вид текстов в учебниках русского языка представляют задания к упражнениям, освоение которых требует от школьников применения различных приемов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задания после чтения, определить основную цель задания, последовательность его выполнения), либо ознакомительного (если нет установки на последующее воспроизведение, если количество конкретных заданий невелико, а их характер не требует глубокого осмысления).

В зависимости от цели и специальных задач анализа заданий к упражнениям приводятся в действие соответствующие приемы чтения. Чтобы добиться глубокого осмысления характера задания, учитель предваряет чтение текста серией вопросов: прочитайте задание к упражнению и ответьте на вопросы: с какого задания надо начинать выполнение упражнения и почему? Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему? Какой из этого следует вывод? Какой материал необходимо повторить (или вспомнить), чтобы выполнить задание (или часть его)? Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.

Если же требуется обратить внимание учащихся не на все, а лишь на определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с изучаемой темой или решением какой-либо частной учебной задачи, то следует нацелить школьников на ознакомительное чтение, давая такие, например, задания:

- прочитать задания к упражнению и найти те из них, которые связаны с изучаемой темой;
- прочитать задания к упражнению. На какую часть изученного материала нужно опираться при их выполнении?

Приемы технологии изучающего чтения в работе с художественными текстами на уроках литературного чтения достаточно полно описаны в статье М.Г. Кудряшовой "Приемы изучающего чтения в работе с детьми".

С технологией продуктивного чтения можете познакомиться здесь:

Формированию универсальных учебных действий и навыка осмысленного чтения способствует также технология развития критического мышления через чтение и письмо.

2 коммент.:

Светлана Георгиевна комментирует...

Спасибо, Ирина Валентиновна, за полезные ссылки. Я тоже использую эти приёмы обучения чтению в средних классах.

Ирина Валентиновна Жакулина комментирует...

Уважаемая Светлана Георгиевна! Большое и Вам спасибо за внимание к сообщению и теплые слова. С уважением и признательностью, Ирина Жакулина.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...