6 июл. 2009 г.

Требования к проведению физкультминуток

При проведении физкультминуток учитель должен учитывать следующие требования:

физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я – 20-я минута урока;

в первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке; во 2-4-х классах – по одной физкультминутке начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса;

длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 мин;

физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления при обеспечении позитивного эмоционального настроя, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата;

комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;

упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность;

каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз (за такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей);

предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц; при подборе физкультминуток под стихотворные тексты к конкретному уроку следует обратить внимание на следующее;

важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей;

преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

текст произносится учителем или воспроизводится в записи, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание;

использование на уроке непосредственно в классе упражнений повышенной интенсивности (прыжков, резких наклонов, выпадов) нецелесообразно, так как это нарушает гигиенические условия в кабинете, а с другой стороны, приводит к дополнительному утомлению детей;

упражнения для глаз должны предусматривать движение глазного яблока по всем направлениям;

для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейтролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.


Источники информации:
  1. "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года.
  2. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...