24 авг. 2009 г.

Диагностика учебных достижений. Технология тестового контроля

Доброго времени суток!

Продолжаем тему "Диагностика учебных достижений младших школьников".

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом образовательного процесса. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-то раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно больший объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

Зарубежная педагогическая диагностика рассматривается как процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителя и всего образовательного учреждения.

Термин педагогическая диагностика в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее к области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что сближает его с психологической диагностикой.

Применительно к процессу обучения можно использовать термин педагогическая диагностика в указанном выше значении, а можно пользоваться и традиционными в отечественной дидактике терминами: контроль, проверка, оценка и учет знаний.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля (текущего, периодического, итогового).

Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностический действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об образовательном процессе. При этом в дидактике сами понятия «метод и формы контроля знаний» не имеют четкого разграничения.

Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.), пользование книгой, проблемные ситуации (В. Оконь).

Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) – это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися. Самые первые образцы тестов появились в конце XIX века. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20-х годов XX века.

В отечественной дидактике тестирование считалось до недавнего времени вредным, так как на его основе, полагали ученые, происходит селекция учащихся и ограничение возможностей их развития. Это отчасти связано с тестами интеллекта (IQ). Однако тесты достижений или тесты школьной успеваемости проверяют исключительно знания и поэтому являются эффективными средствами контроля наряду с другими методами.

Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения разработка тестов – дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик тестов. Из сказанного ясно, что создание тестов требует специальных знаний и времени. Разумеется, учителя должны получать готовые тесты, что и происходит во многих странах. Однако некоторые учителя создают тесты для своих конкретных целей и классов, они носят название неформальных тестов.

С технологией создания тестов можно познакомиться здесь.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...