10 сент. 2009 г.

Приемы работы со словами с непроверяемым написанием

Доброго времени суток!

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.

Анализ ошибок, допущенных младшими школьниками в письменных работах по русскому языку, свидетельствуют о том, что наибольшие трудности дети испытывают в правописании безударных гласных. Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы.

Однако если проверяемую безударную гласную в корне слова можно проверить способом подбора проверочных слов, то непроверяемые безударные гласные в основном ориентированы на механическое запоминание. Как же помочь младшим школьникам усвоить беспроверочные написания безударных гласных?

Существует несколько приемов, которые рекомендуются разными методистами и психологами:


  • подбор слов по значению (овощи, ягоды, птицы, железная дорога, посуда и т.д.);


  • распределение слов по графическому сходству или по графическому контрасту (пенал, тетрадь, берёза);


  • распределение слов по грамматическим темам (по типам склонений и спряжений, по частям речи);


  • объединение слов, сходных своей начальной гласной (отец, охота, осина);



  • группировка слов, имеющих непроверяемую безударную в первом слоге (капуста, картофель, тарелка; морковь, горох, столица);



  • группировка слов с учетом сочетаний (слова с –ОРО- и слова с –АРА-: ворона, сорока – барабан, карандаш);



  • составление учениками в процессе урока своих словариков с «трудными» словами;



  • использование игр, основанных на восприятии слуховых (зрительных) анаграмм;



  • обозначение орфограмм цветными фломастерами;



  • использование ассоциативного образа и т.д.


  • Существенную помощь оказывает частичный этимологический анализ словарных слов. Например, слово «малина» можно проверить словом «маленький». Кроме того, на уроках русского языка выработке грамотного письма может оказать большую поддержку знание иностранного языка: например немецкого, где при отсутствии редукции гласных безударные гласные в словах произносятся «ясно» (кондуктор, трактор, революция). Другой пример: слово «капуста» можно проверить словом «капут» («голова»).

    Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, развить у них орфографическую зоркость, чтобы они легче усваивали их написание.

    Данный прием я широко использую в своей практике. И не случайно один из проектов моих четвероклассников был посвящен использованию этимологического словаря для проверки слов с непроверяемым написанием («Этимология и написание слов с непроверяемой безударной гласной», опубликованный на портале «Сеть творческих учителей»).

    Вот отзывы детей о данном проекте:
    «Мне очень понравилось, так как я теперь могу не заучивать написание словарных слов, а пользоваться способом подбора проверочных слов. Это намного легче и интереснее» (Юлия И.)

    «Написание слов с непроверяемым написанием у многих из нас вызывают трудности, так как их нужно в основном запоминать. А мы смогли найти способ проверки этих слов. Оказывается, не все непроверяемые безударные гласные являются непроверяемыми. Исследовать – это очень интересно!» (Максим В.)

    2 коммент.:

    Ольга Ситтиковна комментирует...

    Ирина Валентиновна, спасибо! Готовое выступление на заседании МО. Все в системе, подробно, понятно. Вы мне оказываете неоценимую помощь, особенно, как руководителю МО. Спасибо!

    Ирина Валентиновна Жакулина комментирует...

    Уважаемая Ольга Ситтиковна, большое Вам спасибо за внимание к моему блогу и оценку материала. Рада, что мой труд оказался кому-то полезным. С уважением, Ирина Валентиновна.

    Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...