Доброго времени суток!
Какие темы, идеи проектов можно предложить младшим школьникам на уроках русского языка?
Одним из приемов является определение проблем в изучении определенного раздела программы по русскому языку.
Правописание безударной гласной в корне - одна из самых трудных в силу различных причин. А что если нам эти причины "взять" в качестве проблемных вопросов проектной деятельности?!
Например. Во время работы над ошибками предлагаем детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением.
Далее выписываем типичные ошибки на доску, поможем детям увидеть их проблемы: кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции; кто-то допускает ошибки в определении корня и т.п.
После этого предлагаем учащимся найти пути решения этих проблем в рамках проектной деятельности. В ходе мозгового штурма дети могут предложить, например: составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на проверочные слова, сделать карточки, настольную игру, кластер с "гнездами" однокоренных слов и др.
Таким образом, темы проектов являются логическим продолжением изучения темы "Безударная гласная в корне слова", а сами проекты будут способствовать совершенствованию навыка правописания, орфографической зоркости.
Примерные варианты тем и идей проектов для раздела "Безударная гласная":
Проблема 1, порождающая орфографические ошибки. Неверное определение состава слова.
Темы проектов как способы решения проблем: наглядное пособие (мультимедийный тренажер) "Собери слова"; игры "Паровозик" (паровоз – корень, задача – прицепить вагоны, собрать слово), "Ромашка"; настольная (мультимедийная) игра "Домино корней".
Проблема 2. Ошибки в подборе родственных слов.
Темы проектов как способы решения проблем: "Словарь родственных слов"; справочник "Семейные странички" (дети создают странички с кластерами для наиболее употребительных корней и их "родственников", придумывают красочное оформление); карточки "Найди ошибки в подборе родственных слов" (дети создают карточки с "ловушками", в которых среди родственных слов встречаются синонимы, паронимы и другие типичные ошибки).
Проблема 3. Подбор проверочного слова.
Темы проектов как способы решения проблем: "Банк проверочных слов" (в блокнот, на карточки, в самодельную книгу, буклет или в мультимедийном справочнике дети записывают правильно подобранные проверочные слова, подбирают к ним однокоренные); "Сборник рифмовок проверочных слов" (дети сочиняют рифмовки, чтобы запомнить сильную позицию корня, придумывают оформление).
Проблема 4. Бедный лексикон.
Темы проектов как способы решения проблем: "Тематический словарь" (дети обсуждают, какие слова внесут в словарь, выбирают их из книг, определяют их темы, красочно оформляют).
Проблема 5. Ошибка в определении безударной гласной.
Темы проектов как способы решения проблем: игра "Найди ошибки" (дети создают карточки или мультимедийную игру на определение ошибок в постановке знака ударения или в различении ударных и безударных гласных); тренажер "Помоги сказочным героям поставить знак ударения" и т.д.
Интересный пост для Вас? Тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
Какие темы, идеи проектов можно предложить младшим школьникам на уроках русского языка?
Одним из приемов является определение проблем в изучении определенного раздела программы по русскому языку.
Правописание безударной гласной в корне - одна из самых трудных в силу различных причин. А что если нам эти причины "взять" в качестве проблемных вопросов проектной деятельности?!
Например. Во время работы над ошибками предлагаем детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением.
Далее выписываем типичные ошибки на доску, поможем детям увидеть их проблемы: кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции; кто-то допускает ошибки в определении корня и т.п.
После этого предлагаем учащимся найти пути решения этих проблем в рамках проектной деятельности. В ходе мозгового штурма дети могут предложить, например: составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на проверочные слова, сделать карточки, настольную игру, кластер с "гнездами" однокоренных слов и др.
Таким образом, темы проектов являются логическим продолжением изучения темы "Безударная гласная в корне слова", а сами проекты будут способствовать совершенствованию навыка правописания, орфографической зоркости.
Примерные варианты тем и идей проектов для раздела "Безударная гласная":
Проблема 1, порождающая орфографические ошибки. Неверное определение состава слова.
Темы проектов как способы решения проблем: наглядное пособие (мультимедийный тренажер) "Собери слова"; игры "Паровозик" (паровоз – корень, задача – прицепить вагоны, собрать слово), "Ромашка"; настольная (мультимедийная) игра "Домино корней".
Проблема 2. Ошибки в подборе родственных слов.
Темы проектов как способы решения проблем: "Словарь родственных слов"; справочник "Семейные странички" (дети создают странички с кластерами для наиболее употребительных корней и их "родственников", придумывают красочное оформление); карточки "Найди ошибки в подборе родственных слов" (дети создают карточки с "ловушками", в которых среди родственных слов встречаются синонимы, паронимы и другие типичные ошибки).
Проблема 3. Подбор проверочного слова.
Темы проектов как способы решения проблем: "Банк проверочных слов" (в блокнот, на карточки, в самодельную книгу, буклет или в мультимедийном справочнике дети записывают правильно подобранные проверочные слова, подбирают к ним однокоренные); "Сборник рифмовок проверочных слов" (дети сочиняют рифмовки, чтобы запомнить сильную позицию корня, придумывают оформление).
Проблема 4. Бедный лексикон.
Темы проектов как способы решения проблем: "Тематический словарь" (дети обсуждают, какие слова внесут в словарь, выбирают их из книг, определяют их темы, красочно оформляют).
Проблема 5. Ошибка в определении безударной гласной.
Темы проектов как способы решения проблем: игра "Найди ошибки" (дети создают карточки или мультимедийную игру на определение ошибок в постановке знака ударения или в различении ударных и безударных гласных); тренажер "Помоги сказочным героям поставить знак ударения" и т.д.
Интересный пост для Вас? Тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
4 коммент.:
Ирина Валентиновна, спасибо! Очень интересные идеи!
Уважаемая Елена Борисовна! Большое спасибо за отзыв.
Это то, что мне именно сейчас нужно! Ирина Валентиновна, спасибо!
Уважаемая Валентина Викторовна, я рада, что материал данного поста смог оказать Вам помощь. Спасибо за отзыв. С уважением, Ирина Валентиновна.
Отправить комментарий