12 сент. 2009 г.

Темы, идеи проектов на уроках русского языка

Доброго времени суток!

Какие темы, идеи проектов можно предложить младшим школьникам на уроках русского языка?

Одним из приемов является определение проблем в изучении определенного раздела программы по русскому языку.

Правописание безударной гласной в корне - одна из самых трудных в силу различных причин. А что если нам эти причины "взять" в качестве проблемных вопросов проектной деятельности?!

Например. Во время работы над ошибками предлагаем детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением.

Далее выписываем типичные ошибки на доску, поможем детям увидеть их проблемы: кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции; кто-то допускает ошибки в определении корня и т.п.

После этого предлагаем учащимся найти пути решения этих проблем в рамках проектной деятельности. В ходе мозгового штурма дети могут предложить, например: составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на проверочные слова, сделать карточки, настольную игру, кластер с "гнездами" однокоренных слов и др.

Таким образом, темы проектов являются логическим продолжением изучения темы "Безударная гласная в корне слова", а сами проекты будут способствовать совершенствованию навыка правописания, орфографической зоркости.

Примерные варианты тем и идей проектов для раздела "Безударная гласная":

Проблема 1, порождающая орфографические ошибки. Неверное определение состава слова.
Темы проектов как способы решения проблем: наглядное пособие (мультимедийный тренажер) "Собери слова"; игры "Паровозик" (паровоз – корень, задача – прицепить вагоны, собрать слово), "Ромашка"; настольная (мультимедийная) игра "Домино корней".

Проблема 2. Ошибки в подборе родственных слов.
Темы проектов как способы решения проблем: "Словарь родственных слов"; справочник "Семейные странички" (дети создают странички с кластерами для наиболее употребительных корней и их "родственников", придумывают красочное оформление); карточки "Найди ошибки в подборе родственных слов" (дети создают карточки с "ловушками", в которых среди родственных слов встречаются синонимы, паронимы и другие типичные ошибки).

Проблема 3. Подбор проверочного слова.
Темы проектов как способы решения проблем: "Банк проверочных слов" (в блокнот, на карточки, в самодельную книгу, буклет или в мультимедийном справочнике дети записывают правильно подобранные проверочные слова, подбирают к ним однокоренные); "Сборник рифмовок проверочных слов" (дети сочиняют рифмовки, чтобы запомнить сильную позицию корня, придумывают оформление).

Проблема 4. Бедный лексикон.
Темы проектов как способы решения проблем: "Тематический словарь" (дети обсуждают, какие слова внесут в словарь, выбирают их из книг, определяют их темы, красочно оформляют).

Проблема 5. Ошибка в определении безударной гласной.
Темы проектов как способы решения проблем: игра "Найди ошибки" (дети создают карточки или мультимедийную игру на определение ошибок в постановке знака ударения или в различении ударных и безударных гласных); тренажер "Помоги сказочным героям поставить знак ударения" и т.д.

Интересный пост для Вас? Тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!

4 коммент.:

Елена Борисовна комментирует...

Ирина Валентиновна, спасибо! Очень интересные идеи!

Ирина Валентиновна Жакулина комментирует...

Уважаемая Елена Борисовна! Большое спасибо за отзыв.

Шуруто Валентина Викторовна комментирует...

Это то, что мне именно сейчас нужно! Ирина Валентиновна, спасибо!

Ирина Валентиновна Жакулина комментирует...

Уважаемая Валентина Викторовна, я рада, что материал данного поста смог оказать Вам помощь. Спасибо за отзыв. С уважением, Ирина Валентиновна.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...