Доброго времени суток!
Прежде чем организовывать исследовательскую работу в начальных классах, необходимо у младших школьников сформировать необходимые представления и умения. Но какие представления и умения нужно у них сформировать? Когда их формировать, если из вариативной части базисного учебного плана Вам не дали дополнительный час?
Перечень необходимых представлений и умений можно составить, исходя из структуры исследовательского умения и исследовательской работы.
Исследовательские умения - это сложные умения, состоящие из трех основных компонентов: мотивационного, который формируется под воздействием целей исследовательской деятельности; содержательного, включающего систему знаний об исследовательской деятельности и операционного (система умений и навыков).
Любая исследовательская работа включает в себя:
Введение (описание актуальности, постановка целей и задач, обозначение проблемы, способов ее решения, формулировка рабочей гипотезы).
Основная часть (теоретическое и практическое исследование).
Заключение (выводы, рефлексия).
Таким образом, для написания исследовательской работы учащийся начальных классов должен уметь: формулировать тему исследования, видеть проблему, выдвигать гипотезы (предположения), ставить цели, планировать, давать определения понятиям, анализировать и сравнивать, наблюдать, проводить эксперимент, работать с различными источниками информации, обобщать, делать выводы и заключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи, самооценивать свою деятельность.
Как найти время на формирование необходимых умений?
Формирование исследовательских умений происходит у школьников при использовании как классно-урочной системы, так и внеурочной и внеклассной работы. Многие исследователи (А.В. Кулев, ЭФ. Варганова, И.И. Процик и др.) указывают на то, что эффективность внеурочной и внеклассной работы для развития исследовательских наклонностей выше, чем классно-урочной системы.
Рассмотрим несколько приемов развития исследовательских умений на уроке на основе изучаемого учебного материала.
1. Развитие умения формулировать тему исследования.
1 прием. На уроке сообщаем цели данного урока. Затем спрашиваем детей: "Как Вы думаете, какова тема нашего урока?"
2 прием - общеизвестный: предлагаем детям озаглавить текст, подобрать соответствующий заголовок к тексту и т.д.
2. Развитие умения формулировать цель исследования.
Сообщаем учащимся тему урока, а они пытаются сформулировать цели данного урока.
3. Развитие умения выдвигать гипотезы (предположения).
Например, предлагаем детям ответить на такой вопрос: "Как Вы думаете, всегда ли Баба-Яга является отрицательным героем сказок?". Пусть они выскажут свои предположения.
4. На уроках окружающего мира программой предусмотрено проведение наблюдений, экспериментов. Вот на этих уроках целенаправленно и развиваем необходимые умения, используя памятки, различного рода карточки, алгоритмы и т.п.
Развитию исследовательских умений способствуют технологии развивающего и проблемного обучения, РКМЧП.
Младшие школьники - любопытный народ. Их всегда что-то интересует. Не спешите сразу отвечать на их вопросы. Пусть ребенок вначале сам попытается найти ответ (способ решения проблемы), а Вы лишь будете направлять его деятельность (выполнять роль консультанта).
Таким образом, исследовательские умения можем формировать и на уроке, используя изучаемый учебный материал. Самое главное - делать нужно это в системе, целенаправленно, вызывая у детей интерес к исследовательской деятельности.
Прежде чем организовывать исследовательскую работу в начальных классах, необходимо у младших школьников сформировать необходимые представления и умения. Но какие представления и умения нужно у них сформировать? Когда их формировать, если из вариативной части базисного учебного плана Вам не дали дополнительный час?
Перечень необходимых представлений и умений можно составить, исходя из структуры исследовательского умения и исследовательской работы.
Исследовательские умения - это сложные умения, состоящие из трех основных компонентов: мотивационного, который формируется под воздействием целей исследовательской деятельности; содержательного, включающего систему знаний об исследовательской деятельности и операционного (система умений и навыков).
Любая исследовательская работа включает в себя:
Введение (описание актуальности, постановка целей и задач, обозначение проблемы, способов ее решения, формулировка рабочей гипотезы).
Основная часть (теоретическое и практическое исследование).
Заключение (выводы, рефлексия).
Таким образом, для написания исследовательской работы учащийся начальных классов должен уметь: формулировать тему исследования, видеть проблему, выдвигать гипотезы (предположения), ставить цели, планировать, давать определения понятиям, анализировать и сравнивать, наблюдать, проводить эксперимент, работать с различными источниками информации, обобщать, делать выводы и заключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи, самооценивать свою деятельность.
Как найти время на формирование необходимых умений?
Формирование исследовательских умений происходит у школьников при использовании как классно-урочной системы, так и внеурочной и внеклассной работы. Многие исследователи (А.В. Кулев, ЭФ. Варганова, И.И. Процик и др.) указывают на то, что эффективность внеурочной и внеклассной работы для развития исследовательских наклонностей выше, чем классно-урочной системы.
Рассмотрим несколько приемов развития исследовательских умений на уроке на основе изучаемого учебного материала.
1. Развитие умения формулировать тему исследования.
1 прием. На уроке сообщаем цели данного урока. Затем спрашиваем детей: "Как Вы думаете, какова тема нашего урока?"
2 прием - общеизвестный: предлагаем детям озаглавить текст, подобрать соответствующий заголовок к тексту и т.д.
2. Развитие умения формулировать цель исследования.
Сообщаем учащимся тему урока, а они пытаются сформулировать цели данного урока.
3. Развитие умения выдвигать гипотезы (предположения).
Например, предлагаем детям ответить на такой вопрос: "Как Вы думаете, всегда ли Баба-Яга является отрицательным героем сказок?". Пусть они выскажут свои предположения.
4. На уроках окружающего мира программой предусмотрено проведение наблюдений, экспериментов. Вот на этих уроках целенаправленно и развиваем необходимые умения, используя памятки, различного рода карточки, алгоритмы и т.п.
Развитию исследовательских умений способствуют технологии развивающего и проблемного обучения, РКМЧП.
Младшие школьники - любопытный народ. Их всегда что-то интересует. Не спешите сразу отвечать на их вопросы. Пусть ребенок вначале сам попытается найти ответ (способ решения проблемы), а Вы лишь будете направлять его деятельность (выполнять роль консультанта).
Таким образом, исследовательские умения можем формировать и на уроке, используя изучаемый учебный материал. Самое главное - делать нужно это в системе, целенаправленно, вызывая у детей интерес к исследовательской деятельности.
Если понравился пост, то тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
0 коммент.:
Отправить комментарий