Доброго времени суток, уважаемые посетители блога!
Поговорим о том, как помочь младшим школьникам с разными ведущими каналами восприятия информации в овладении грамотным письмом.
Кажется, что основные причины многочисленных ошибок при письме давно известны. Это речевые нарушения (дислексия, дисграфия и т.п.), импульсивность, неумение контролировать свои действия и незнание правил или неумение ими пользоваться.
Однако многочисленные исследования по психологии свидетельствуют о том, что и характер грамматических ошибок у ребенка связан с особенностями его системы получения информации. Это зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) и двигательный (кинестетический).
Зрительно ориентированный ребенок практически не допускает ошибок, которые "режут глаз". Но зато он может не заметить неправильно написанные гласные в суффиксе, в приставке. Или беглые гласные в корне слова, особенно в словах, к которым трудно подобрать проверочные слова: "собирать" и "соберёт", где в слове может быть написана и буква "е", и буква "и".
Ошибки кинестетиков могут объясняться тем, что у них не выработан внутренний голос и нет зрительного контроля при написании. С ними сложнее всего. Отсутствие внутреннего голоса, то есть неумение продиктовать себе трудно произносимое слово, чтобы правильно его написать, - достаточно серьезное препятствие в освоении основ грамматики. Например, при написании слова "снег" он не задумается над тем, как оно пишется. А наоборот, будет представлять себе, что мчится на тройке лошадей, ему в лицо бьют снежинки. Поэтому слово "снег" во время диктанта может написать как угодно.
И наоборот, дети, у которых ведущий канал - слуховой, опираются при письме только на проговаривание про себя. Для них это основной источник ошибок.
Психологи рекомендуют:
1. Аудиалу надо помочь во взрослении его внутреннего голоса. Например, сказать: "Ты будешь грамотно писать. Но тогда, когда сам вместе с внутренним голосом станешь выговаривать слова, а не коверкать их, как двухлетний ребенок".
Некоторые ошибки - это следствие определенных нарушений в развитии пространственных представлений. Пространственные отношения предметов передаются в языке с помощью предлогов. А ребенок может воспринять предмет вместе с предлогом как единое понятие ("подгорой", "влесу", "наголове" и т.д.). И напишет соответственно слитно. Выход - добиваться от ребенка точного понимания тех пространственных отношений, которые передаются предлогами.
Пусть он проговаривает, что где находится (в, за, над, перед, под и т. д.). Например, когда рассматривает картинки, иллюстрации в книге. Или опишет то, что видит на прогулке в парке, при взгляде в окно и т.д. Учится располагать предметы и детали в соответствии с инструкциями (большой кубик на маленький, вилку слева от тарелки и т. д.).
Полезно такое упражнение: ребенка сначала просят нарисовать предложение, в которое включены предлоги. Например: "Подушка лежит на диване" или "Лодка проплыла под мостом". Затем это же предложение нужно записать словами. Или ребенок может записать только начало предложения "Подушка лежит на...", а потом подставит в него как можно больше слов ("на кровати, на полу, на окне и т.д.").
2. У визуалов надо развивать зрительную память, умение мысленно представлять слова. Есть упражнения, помогающие развивать эти важные умения.
- Попросите ребенка задумать какую-нибудь букву алфавита. Допустим, он задумал букву "у". Но вы-то этого пока не знаете! Назовите любое слово и спросите ребенка, есть ли в нем задуманная буква. Например, "арбуз". Чтобы ответить, ему придется мысленно "нарисовать" слово. Он отвечает, что в этом слове такая буква есть, вы предлагаете еще слова, пока не поймете, какая буква имеется в виду.
- Вот способ запоминания слов, регулярно вызывающих ошибки в написании. На листе бумаги нарисуйте ленту кинопленки с кадрами и запишите в ней трудное слово: в каждом кадре - одна буква. Попросите ребенка "сфотографировать" кусок кинопленки глазами. Затем сотрите буквы, оставив только контуры кадров. Ребенку нужно назвать, глядя на пленку, стертые буквы слова. Сначала в обычном порядке, потом в обратном, можно и вразнобой.
3. Развитию визуальной памяти левого полушария головного мозга способствуют следующие упражнения:
- "Прочти слова наоборот"; "Прочти и запиши слова наоборот";
- "Супер сочинение" (вначале дети устно составляют рассказ по картинке или по представлению, затем записывают текст в обратном порядке: последнее предложение становится первым, предпоследнее - вторым и т.д.).
4. Для развития аудиальной памяти и визуализации правого полушария головного мозга можно использовать упражнение "Из простого - сложное". Дается предложение "В саду цветут цветы". Дети визуализируют это предложение. Затем записывают в тетрадь сложное предложение, дополнив наречием, прилагательными и т.п.
5. Развитию аудиальной и визуальной памяти способствует игра "Секретарь". Образуются пары детей с одинаковыми способностями к письму. Роль секретаря - записывать то, что сочиняет вслух другой. Затем ребята меняются ролями.
Интересный пост для Вас? Тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
Поговорим о том, как помочь младшим школьникам с разными ведущими каналами восприятия информации в овладении грамотным письмом.
Кажется, что основные причины многочисленных ошибок при письме давно известны. Это речевые нарушения (дислексия, дисграфия и т.п.), импульсивность, неумение контролировать свои действия и незнание правил или неумение ими пользоваться.
Однако многочисленные исследования по психологии свидетельствуют о том, что и характер грамматических ошибок у ребенка связан с особенностями его системы получения информации. Это зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) и двигательный (кинестетический).
Зрительно ориентированный ребенок практически не допускает ошибок, которые "режут глаз". Но зато он может не заметить неправильно написанные гласные в суффиксе, в приставке. Или беглые гласные в корне слова, особенно в словах, к которым трудно подобрать проверочные слова: "собирать" и "соберёт", где в слове может быть написана и буква "е", и буква "и".
Ошибки кинестетиков могут объясняться тем, что у них не выработан внутренний голос и нет зрительного контроля при написании. С ними сложнее всего. Отсутствие внутреннего голоса, то есть неумение продиктовать себе трудно произносимое слово, чтобы правильно его написать, - достаточно серьезное препятствие в освоении основ грамматики. Например, при написании слова "снег" он не задумается над тем, как оно пишется. А наоборот, будет представлять себе, что мчится на тройке лошадей, ему в лицо бьют снежинки. Поэтому слово "снег" во время диктанта может написать как угодно.
И наоборот, дети, у которых ведущий канал - слуховой, опираются при письме только на проговаривание про себя. Для них это основной источник ошибок.
Психологи рекомендуют:
1. Аудиалу надо помочь во взрослении его внутреннего голоса. Например, сказать: "Ты будешь грамотно писать. Но тогда, когда сам вместе с внутренним голосом станешь выговаривать слова, а не коверкать их, как двухлетний ребенок".
Некоторые ошибки - это следствие определенных нарушений в развитии пространственных представлений. Пространственные отношения предметов передаются в языке с помощью предлогов. А ребенок может воспринять предмет вместе с предлогом как единое понятие ("подгорой", "влесу", "наголове" и т.д.). И напишет соответственно слитно. Выход - добиваться от ребенка точного понимания тех пространственных отношений, которые передаются предлогами.
Пусть он проговаривает, что где находится (в, за, над, перед, под и т. д.). Например, когда рассматривает картинки, иллюстрации в книге. Или опишет то, что видит на прогулке в парке, при взгляде в окно и т.д. Учится располагать предметы и детали в соответствии с инструкциями (большой кубик на маленький, вилку слева от тарелки и т. д.).
Полезно такое упражнение: ребенка сначала просят нарисовать предложение, в которое включены предлоги. Например: "Подушка лежит на диване" или "Лодка проплыла под мостом". Затем это же предложение нужно записать словами. Или ребенок может записать только начало предложения "Подушка лежит на...", а потом подставит в него как можно больше слов ("на кровати, на полу, на окне и т.д.").
2. У визуалов надо развивать зрительную память, умение мысленно представлять слова. Есть упражнения, помогающие развивать эти важные умения.
- Попросите ребенка задумать какую-нибудь букву алфавита. Допустим, он задумал букву "у". Но вы-то этого пока не знаете! Назовите любое слово и спросите ребенка, есть ли в нем задуманная буква. Например, "арбуз". Чтобы ответить, ему придется мысленно "нарисовать" слово. Он отвечает, что в этом слове такая буква есть, вы предлагаете еще слова, пока не поймете, какая буква имеется в виду.
- Вот способ запоминания слов, регулярно вызывающих ошибки в написании. На листе бумаги нарисуйте ленту кинопленки с кадрами и запишите в ней трудное слово: в каждом кадре - одна буква. Попросите ребенка "сфотографировать" кусок кинопленки глазами. Затем сотрите буквы, оставив только контуры кадров. Ребенку нужно назвать, глядя на пленку, стертые буквы слова. Сначала в обычном порядке, потом в обратном, можно и вразнобой.
3. Развитию визуальной памяти левого полушария головного мозга способствуют следующие упражнения:
- "Прочти слова наоборот"; "Прочти и запиши слова наоборот";
- "Супер сочинение" (вначале дети устно составляют рассказ по картинке или по представлению, затем записывают текст в обратном порядке: последнее предложение становится первым, предпоследнее - вторым и т.д.).
4. Для развития аудиальной памяти и визуализации правого полушария головного мозга можно использовать упражнение "Из простого - сложное". Дается предложение "В саду цветут цветы". Дети визуализируют это предложение. Затем записывают в тетрадь сложное предложение, дополнив наречием, прилагательными и т.п.
5. Развитию аудиальной и визуальной памяти способствует игра "Секретарь". Образуются пары детей с одинаковыми способностями к письму. Роль секретаря - записывать то, что сочиняет вслух другой. Затем ребята меняются ролями.
Интересный пост для Вас? Тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
0 коммент.:
Отправить комментарий