22 сент. 2009 г.

Почему дети могут, но не хотят учиться

Доброго времени суток, уважаемые посетители блога!

Наверное не раз задумывались над вопросом "Почему современные дети могут, но не хотят учиться?".

Первая причина: они совершенно не знают, для чего это нужно. Есть такой очень хороший детский анекдот. Приходит мальчик к маме и говорит:

- Мама, скажи: "фунь".
- Зачем это? - чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает мать.
- Ну ты просто скажи: "фунь".
- А что хоть это значит?
- Да ты не спрашивай ничего, ты просто скажи: "фунь!"
- Да не буду я всякие глупости говорить!
- Не будешь? Вот и не заставляй тогда меня английский язык учить!

Сегодняшние дети отличаются от своих сверстников, которые учились 15 - 20 лет назад. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как-то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. Для современных детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни.

Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае, на классных часах показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненней, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане - "взять и съесть", а в плане - "понять". И это понимание может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах.

Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес - это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую - управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики. В прошлом году с четвероклассниками на уроках окружающего мира знакомились с жизнедеятельностью великих русских людей: Ломоносова, Суворова... Нужно было видеть, как детей поразило стремление этих людей к знаниям, самосовершенствованию!

Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие наши убеждения и угрозы здесь не помогут.

Первый выход в этом случае - построить учебный процесс так, чтобы дети почувствовали удовлетворение от приобретения знаний и умений. У каждого учителя найдется в арсенале большое количество методов и приемов по привитию интереса к учебе.

Например, уже давно отошла от роли единственного источника информации. На уроках я скорее дирижер, консультант, а мои учащиеся - оркестр, исследователи. Задаю вопрос, выслушиваю мнение своих учащихся, обсуждаем высказанные предположения, выбираем истинные. Детям кажется, что они первооткрыватели. И никто из них не замечает мое руководство их деятельностью. Во многом мне помогает использование современных педагогических технологий. Я очень благодарна тем, кто их разработал.

Второй выход - реализация на уроке дифференцированного подхода к детям. Сейчас у меня 1 класс. В данном классе имеются дети, которые свободно читают, другие - читают по слогам, а кто-то даже не знает букв. Каждой группе учащихся подбираю отдельные задания, работаю с элементами преподавания в малокомплектной школе (одна группа работает самостоятельно, другая группа работает со мной, потом они меняются). Главное, что каждый ребенок работает в своей "зоне актуального развития".

Иногда интерес детей к учебе страдает из-за конфликтов в школе, неумения ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками, нарушение его социального функционирования. Интерес к школе пропадает, так как ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ребенка с одноклассниками, отыскать ресурс, на который можно опереться при восстановлении нарушенных коммуникаций (например, ребенок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье, со стороны учителя.

Источник информации: психологический центр "Адалин"

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...