1 окт. 2009 г.

Этапы работы над орфографическим правилом

Доброго времени суток!

Работа над орфографическим правилом включает в себя три этапа:

1. Раскрытие сущности правила.
2. Овладение учащимися формулировкой правила.
3. Применение правила в практике письма.

Рассмотрим более подробно первые два этапа.

Сущность правила раскрывается на основе выполнения практических заданий индуктивным или дедуктивным способом.

Например, при изучении правила правописания слов с разделительным Ъ учитель предлагает учащимся выполнить словообразовательные задания, поскольку задания такого характера позволяет выделить существенные составные части правила:
- Где пишется разделительный Ъ?
- После каких приставок?
- Перед каким корнем?

Примерные задания для учащихся:
1. Выделить корень в слове ездить.
2. Подобрать и записать однокоренные слова с приставками вы-, за-, пере-, про-.
3. Выяснить, на какой звук оканчиваются все эти приставки. /Гласный/
4. Подобрать однокоренные слова с тем же корнем и приставками об-, под-, в-, с-.
5. От слов ясный, ел, ёмкий, учить образовать новые слова с приставками об-, с-.
6. Сформулировать вывод.

Работа над формулировкой правила проводится по учебнику. На втором этапе главной целью является то, чтобы учащиеся осознали структуру правила. Для этого выделяются составные части правила.

Например, при изучении правописания парных звонких/глухих согласных учитель может задать следующие вопросы:
- Прочитайте ту часть правила, где сказано, почему нужна проверка.
- Прочитайте еще раз ту часть правила, где сказано о способах проверки.

В формулировке правила следует указать признаки, которые послужат учащимся сигналом к проверке написания: гласный стоит в безударном слоге; согласный – на конце слова или перед глухим согласным; непроизносимый согласный – стечение согласных (стн, здн, рдц, лнц).

Учитывая выше сказанное, правило о правописании парных звонких/глухих согласных можно сформулировать следующим образом:

"Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим".

Наблюдение позиционного чередования согласных.

"Слова с парными согласными, на конце которых произносят глухие согласные, нужно проверять".

Почему нужна проверка?

"Согласные на конце слова – в слабой позиции – обозначаются теми же буквами, что и перед гласными (в сильной позиции)".

"Для проверки нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: клубы – клуб".

Способ проверки

Используемая литература:
Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности "Учитель начальных классов")/Сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. С. 63 - 64.

1 коммент.:

Ирина Валентиновна Жакулина комментирует...

Уважаемые читатели! Хотелось бы знать Ваше мнение о работе над орфографическими правилами.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...