Доброго времени суток, уважаемые читатели блога!
Данный пост посвящен проблеме синтаксического анализа.
Синтаксический анализ – необходимый вид упражнений, способствующий развитию речи и мышления учащихся, выработке у них языкового чутья и формированию орфографических навыков младших школьников.
Иногда причиной возникновения ошибок при синтаксическом анализе является неверно выбранное учителем предложение для разбора.
Для того чтобы этого не происходило, учитель должен помнить следующее:
1. При отборе материала для разбора по членам предложения, необходимо использовать лишь те предложения, в которых формальная структура не вступает в противоречие с семантической и коммуникативной, и учитывать проблемы порядка слов в предложении.
Например: В мае цветет душистая черемуха.
На вопрос: «О чем говорится в предложении?» ученик отвечает: «О мае»
«Что говорится?»
«Что в мае цветет черемуха.»
Этого не произойдет, если учитель будет помнить, что порядок слов в русском языке отражает коммуникативную структуру предложения. В связи с этим для синтаксического анализа следует использовать предложения с прямым порядком слов: с препозицией подлежащего и постпозицией сказуемого. Например: Николай решил задачу.
2. Для синтаксического анализа нельзя предлагать коммуникативно нечленимые предложения. Такие предложения характерны для описания природы: Наступила осень. Идет дождь. Налетел сильный ветер.
3. Не следует предлагать для разбора первые предложения текста, поскольку они являются коммуникативно нечленимыми, задают тему следующих предложений.
Используемая литература:
Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») /Сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – С. 163 – 165.
1 коммент.:
Уважаемые читатели, а что Вы думаете о подборе дидактического материала для синтаксического анализа? Хотелось бы знать Ваше мнение.
Отправить комментарий