Доброго времени суток, уважаемые читатели блога!
В букварный период на уроках обучения грамоте основные усилия сосредоточиваю на формировании и автоматизации навыков слогослияния или чтения целыми словами, поскольку слогослияние представляет для детей наибольшую трудность. При простом знакомстве с буквой ребенок связывает с ней только одно типовое звучание. В процессе же чтения слогов или слов этой букве соответствуют различные звучания в зависимости от последующих звуков. Звук в потоке речи редуцируется и произносится нетождественно изолированному.
Задача педагога заключается в оказании помощи детям в преодолении типового звучания изолированно произносимых звуков и переход к слитному их звучанию, т.е. звучанию в живой речи, где оттенки звуков зависят от предыдущих и последующих. Для этого я использую различные упражнения со слоговыми таблицами.
1. Учитель в случайном порядке называет слоги и предлагает детям максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и прочитать его.
МА ОК ИМ
УМ МИ ГО
КО АМ МУ
2. Детям предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу. Учитель по очереди называет слова, а учащиеся отыскивают в таблице слоги, из которых они состоят, в правильной последовательности.
ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА камера, колесо, барыня, хорошо,
ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО сирота, канаты, вера, кора,
ЖИ МЕ ВИ ЛЕ НЫ СА раковина, гора, вино, пора,
КИ КА ГО НА БА РЕ берега, пара, дыра, сапоги,
ГА КО ВЕ ДЫ ЛЮ ЦА пироги, волосы, ворота,
СО ПО МУ НО НЯ ПИ высота, лимоны, лисица,
БЕ СИ РО ВО ЯБ МО яблоки, яблоня, мужики
3. Дифференциация сходных слогов:
СА – ЗА – СО – ЗО – СУ – ЗУ
СО – СО – ЗУ – СУ – ЗА – СА
СУ – СУ – СА – ЗА – СО – ЗО
ЗЯ – СЯ – ЗЮ – СЮ – ЗЫ – СИ и т.д.
4. Чтение слогов со стечением согласных:
КРА ПЛИ ЗДРА
ПЛА ГРО СТРА
5. Чтение слогов по подобию с указанием гласных (или без указания гласного):
А О У Ы
С
З
Ж
Ш
Щ
Слоговой материал позволяет избежать угадывания слова, которое происходит с опорой на смысловой и звуковой контекст и порождает большое количество ошибок у детей, которые не владеют слогослиянием в достаточной мере.
С другими видами слоговых таблиц можете познакомиться здесь.
Если понравился пост, то тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
В букварный период на уроках обучения грамоте основные усилия сосредоточиваю на формировании и автоматизации навыков слогослияния или чтения целыми словами, поскольку слогослияние представляет для детей наибольшую трудность. При простом знакомстве с буквой ребенок связывает с ней только одно типовое звучание. В процессе же чтения слогов или слов этой букве соответствуют различные звучания в зависимости от последующих звуков. Звук в потоке речи редуцируется и произносится нетождественно изолированному.
Задача педагога заключается в оказании помощи детям в преодолении типового звучания изолированно произносимых звуков и переход к слитному их звучанию, т.е. звучанию в живой речи, где оттенки звуков зависят от предыдущих и последующих. Для этого я использую различные упражнения со слоговыми таблицами.
1. Учитель в случайном порядке называет слоги и предлагает детям максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и прочитать его.
МА ОК ИМ
УМ МИ ГО
КО АМ МУ
2. Детям предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу. Учитель по очереди называет слова, а учащиеся отыскивают в таблице слоги, из которых они состоят, в правильной последовательности.
ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА камера, колесо, барыня, хорошо,
ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО сирота, канаты, вера, кора,
ЖИ МЕ ВИ ЛЕ НЫ СА раковина, гора, вино, пора,
КИ КА ГО НА БА РЕ берега, пара, дыра, сапоги,
ГА КО ВЕ ДЫ ЛЮ ЦА пироги, волосы, ворота,
СО ПО МУ НО НЯ ПИ высота, лимоны, лисица,
БЕ СИ РО ВО ЯБ МО яблоки, яблоня, мужики
3. Дифференциация сходных слогов:
СА – ЗА – СО – ЗО – СУ – ЗУ
СО – СО – ЗУ – СУ – ЗА – СА
СУ – СУ – СА – ЗА – СО – ЗО
ЗЯ – СЯ – ЗЮ – СЮ – ЗЫ – СИ и т.д.
4. Чтение слогов со стечением согласных:
КРА ПЛИ ЗДРА
ПЛА ГРО СТРА
5. Чтение слогов по подобию с указанием гласных (или без указания гласного):
А О У Ы
С
З
Ж
Ш
Щ
Слоговой материал позволяет избежать угадывания слова, которое происходит с опорой на смысловой и звуковой контекст и порождает большое количество ошибок у детей, которые не владеют слогослиянием в достаточной мере.
С другими видами слоговых таблиц можете познакомиться здесь.
Если понравился пост, то тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
0 коммент.:
Отправить комментарий