21 окт. 2009 г.

Слогослияние

Доброго времени суток!

Продолжаю тему по формированию у детей навыка в слогослиянии. В посте "Автоматизация слогослияния" мы рассматривали работу со слоговыми таблицами для закрепления навыка слогового чтения.

Но что делать, если некоторые учащиеся испытывают трудности в слогослиянии?

На сайте скусство говорить" предлагаются следующие приемы для формирования навыка синтеза слов из слогов:

1. Задания, в которых слоги предъявляются постепенно: в табличке с "окошечками" сначала показывается один слог, затем поочередно – остальные.

2. Использование графического знака – "помощника". Проводя по дуге пальцем руки, ребенок тем самым как бы задает себе некий ритм движения по строке.

Н. С. Жукова в своем «Букваре» иллюстрирует слияние согласного и гласного с помощью «бегущего человечка». Предлагает показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их «дорожкой», при этом тянуть первую букву до тех пор, пока «ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы». Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась».

Тумаланова Ю.В. в методической части своей книги "Обучение детей 5-6 лет чтению" предлагает разные варианты облегчения слогослияния :

1. Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая «падает», ребенок же переходит к чтению новой буквы.
2. Взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней.
3. Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.

В статье Мамаевой В.В. "Этап № 3. Запоминаем слоги" можно познакомиться с другими вариантами сопровождения слогосляния при работе с дошкольниками, которые, по-моему мнению, успешно можно применять и в 1 классе:

1. Слоговая раскраска. Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом. Каждый слог раскрашивается своим цветом. Работа над заданием осуществляется последовательно: сначала один слог, затем другой… Вначале взрослый показывает и называет слог, определяет с ребенком цвет для его закрашивания, затем, когда ребенок будет находить и закрашивать соответствующую деталь картинки, взрослый спрашивает, какой слог здесь написан.

2. Слог + картинка. Используется на этапе самостоятельного чтения. Упражнение способствует раннему формированию осмысленного чтения. Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.

Вашему вниманию предлагаю так же мультимедийный тренажер "Домашние животные" для формирования навыка чтения. Тема "Домашние животные" очень близка для детей, поможет вызвать интерес к чтению.

Тренажер предназначен для совместной работы «взрослый – ребенок». Работа начинается после щелчка левой кнопкой мыши по управляющей кнопке «Старт». Ребенок читает слова по слогам. Вначале читает первый слог, произносит его до тех пор, пока не появится следующая «помощница-дуга». После прочтения слова появится картинка для формирования осмысленного чтения. После этого нужно левой кнопкой мыши кликнуть по управляющей кнопке в правом нижнем углу. Появится следующее слово. В тренажере предусмотрена повторная работа.

С тренажером "Домашние животные" для формирования навыка чтения можно познакомиться здесь. Надеюсь, что данный материал сможет кому-то оказать помощь.

Если понравился материал, можете добавить в закладки.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...