24 окт. 2009 г.

Гипотезы в детских исследованиях

Доброго времени суток!

В научном поиске вслед за выявлением проблемы, постановки цели и задач идет поиск решения обозначенной проблемы. Поэтому сегодня предлагаю Вам обсудить проблему развития у младших школьников умения выдвигать гипотезы, которое является одним из главных, базовых умений исследователя.

Слово "гипотеза" происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

Младшим школьникам мы можем объяснить, что гипотеза - это предположение, предположительное знание, еще не доказанное и не подтвержденное. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией (подтвержденным новым знанием), если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение.

В научных исследованиях одно из главных требований к гипотезе - ее согласованность с фактическим материалом. В отличие от простого предположения, гипотеза должна быть обоснованной, указывающей способы решения обозначенной проблемы. По мнению Савенкова А.И., в детских исследованиях, направленных не столько на открытие нового знания для человечества, сколько на развитие творческих способностей ребенка, имеют право на существование даже фантастические гипотезы, "провокационные идеи".

Рассмотри другие требования к гипотезе:
1. Она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше.
2. При формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений. Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений.
3. В нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем.
4. При ее формулировке требуется логическая простота.

Различают следующие виды гипотез:
1. Описательные - предполагающие существование какого-либо явления (процесса).
2. Объяснительные - вскрывающие причины явления (процесса).
3. Описательно-объяснительные.

Примерные схемы формулировки гипотезы: "Если ..., то ..."; "Использование ..., приведет к ...".

В профессиональной исследовательской работе обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, источником их являются наблюдения, предшествующие эксперименты (их обычно называют пилотажными), размышления и многое другое. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. В результате выявляется множество проблем и для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез. После этого эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Таким образом, выдвижение гипотез предопределяет логику всего процесса исследования.

Проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: "Почему светит солнце?", "От чего зависит светимость звезд?", "Почему попугаи могут разговаривать?".

Поэтому в детских исследованиях при формулировке рабочей гипотезы можно использовать следующие слова: "Может быть", "Предположим, что ...", "Допустим", "Возможно", «Что если ...", "Мы считаем, что ...".

Для того чтобы научить младших школьников вырабатывать гипотезу, надо научить их размышлять, задавать вопросы, смотреть на объекты и явления с разных точек зрения.

В книге Савенкова А.И. "Методика исследовательского обучения младших школьников" приводится ряд упражнений, способствующих развитию выше указанных умений.

Рассмотрим несколько упражнений:
1. Учитель предлагает детям вместе подумать над такими вопросами: Почему у зебры полосы? Почему поют птицы? Почему появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Как птицы узнают дорогу на юг? и т.д. Дети высказывают свои предположения.

2. Как вы думаете при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, в которых будут полезными два или более из этих предметов: апельсин, чайник, письменный стол, деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль, нефтяное месторождение и т.д.

3. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а летом только дождь? Предложите несколько разных гипотез по данному поводу.

4. Рыба плещется в пруду. Сделайте два самых логичных предположения и придумайте два самых логичных объяснения. Придумайте два самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

5. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов. Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провоцирующих идей.

6. Что бы произошло, если каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнения трех своих самых главных желаний? Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.

Используемые источники информации:
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Изд-во "Учебная литература", 2007.
2. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении.
3. Гипотеза и ее роль в исследовании систем управлении.

Если понравился пост, не забудьте добавить его в закладки.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...