Доброго времени суток, уважаемые читатели и посетители блога!
Сегодня хочу с Вами поделиться своими взглядами на то, как обучать современных младших школьников.
Современные младшие школьники хотят учиться, читать. Они не утратили своей детской любознательности. Просто современные дети более раскрепощенные и информированные, в большей степени требуют к себе уважения, как к личности. Но они нуждаются в нашей поддержке.
Самое сложное для учителя – преодолеть многолетнюю привычку в руководстве, давить на ученика. Учитель и ученики – равноправные субъекты образовательного и воспитательного процесса. Да мы обучаем, показываем образцы действий, работаем вместе с детьми, но не вместо них. Нужно стремиться к включению в совместную деятельность, постоянно оставляя пространство для обсуждения идей, мнений, оценок, для сотрудничества, проб, новых видов деятельности. Большей частью мы должны работать в стиле педагогической поддержки, в позиции фасилитатора.
Если учитель сам формулирует цель урока, он впоследствии сам и решает ее на уроке, а не ученики. Цель урока не стала личностно-значимой для учеников. Уже с первого класса я привлекаю детей к постановке цели урока. Дети узнают тему предстоящего урока. После этого задаю вопрос «Как вы думаете, что мы должны узнать, чему научиться? Что для этого нам нужно сделать?». А можно даже задать и такой вопрос «А нужно ли изучать эту тему?». В ходе обсуждения обучающиеся формулируют цель урока, составляют примерный план своей деятельности. В конце урока мы опять возвращается к этим вопросам: «Что нового узнали на уроке? Чему научились?». В таких ситуациях обучающиеся более ответственно и осознанно подходят к обучению.
Совместная работа продолжается и на последующих этапах урока. Здесь учителю тоже нужно отойти от многолетней привычки быть единственным транслятором информации. Используя различные методы и приемы обучения, выбираю такое течение урока, при котором дети сами для себя открывают новые знания. Конечно, мы не совершаем с ними настоящих великих открытий. Но пока для них познание того, как написать букву Д, почему буква Я «хитрая», являются открытиями или изобретениями. Ведь они сами это узнали, я лишь их подводила к этому открытию.
Третья трудность - умение найти к каждому "ключик" для того, чтобы он сам поверил в свои возможности, научился преодолевать трудности, а не "опускать руки". Нужно чаще детям говорить "Ты можешь", во время приходить на помощь ребенку, учитывать индивидуальные особенности детей. Для меня книги по педагогической психологии являются настольными книгами. Перечитываешь их и находишь ответы на многие вопросы.
Четвертая трудность – умение оценивать достижения ребенка в сравнении с его прошлыми достижениями, а не с достижениями других детей. В моем классе есть дети, которым очень трудно дается овладение навыком чтения. Один из них на уроке смог прочитать монотонно текст с двумя ошибками. Я говорю ему: «Тима, ты меня сегодня удивил своим умением читать. Я восхищаюсь тобой. Молодец! Ты смог преодолеть свои трудности». На следующем уроке этот ребенок не только правильно прочитал, но и попытался уже читать выразительно. При этом он тянул руку, ему самому захотелось прочитать.
Пятая трудность - научиться общаться с детьми на равных, с уважением к личности ребенка. Например, прозвенел звонок на урок. Группа моих мальчишек продолжают что-то громко обсуждать. Они не услышали звонка на урок. Обращаюсь к ним: "Извините меня, что перебиваю вас. Вы не позволите нам начать урок?". Мальчишки смущенно заулыбались. При этом было видно, что им стало стыдно. Они сами осознали, в чем их вина.
Одна моя ученица, Мурашкина Алена, сочинила про меня стихотворение. Печатаю его с разрешения девочки и ее родителей.
Учитель учит,
Учитель знает,
Как ее помощи нам не хватает.
Думаю, что данное стихотворение о многом говорит.
Вчера детям еще раз рассказала о предстоящих осенних каникулах। Многие из ребят были немного огорчены тем, что наступает небольшой перерыв в учебе. Им хочется продолжать учиться. Значит я смогла создать такие условия, что "огонек" познания в глазах ребят не погас. "Я" и "Они" - мы одна школьная семья.
Сегодня хочу с Вами поделиться своими взглядами на то, как обучать современных младших школьников.
Современные младшие школьники хотят учиться, читать. Они не утратили своей детской любознательности. Просто современные дети более раскрепощенные и информированные, в большей степени требуют к себе уважения, как к личности. Но они нуждаются в нашей поддержке.
Самое сложное для учителя – преодолеть многолетнюю привычку в руководстве, давить на ученика. Учитель и ученики – равноправные субъекты образовательного и воспитательного процесса. Да мы обучаем, показываем образцы действий, работаем вместе с детьми, но не вместо них. Нужно стремиться к включению в совместную деятельность, постоянно оставляя пространство для обсуждения идей, мнений, оценок, для сотрудничества, проб, новых видов деятельности. Большей частью мы должны работать в стиле педагогической поддержки, в позиции фасилитатора.
Если учитель сам формулирует цель урока, он впоследствии сам и решает ее на уроке, а не ученики. Цель урока не стала личностно-значимой для учеников. Уже с первого класса я привлекаю детей к постановке цели урока. Дети узнают тему предстоящего урока. После этого задаю вопрос «Как вы думаете, что мы должны узнать, чему научиться? Что для этого нам нужно сделать?». А можно даже задать и такой вопрос «А нужно ли изучать эту тему?». В ходе обсуждения обучающиеся формулируют цель урока, составляют примерный план своей деятельности. В конце урока мы опять возвращается к этим вопросам: «Что нового узнали на уроке? Чему научились?». В таких ситуациях обучающиеся более ответственно и осознанно подходят к обучению.
Совместная работа продолжается и на последующих этапах урока. Здесь учителю тоже нужно отойти от многолетней привычки быть единственным транслятором информации. Используя различные методы и приемы обучения, выбираю такое течение урока, при котором дети сами для себя открывают новые знания. Конечно, мы не совершаем с ними настоящих великих открытий. Но пока для них познание того, как написать букву Д, почему буква Я «хитрая», являются открытиями или изобретениями. Ведь они сами это узнали, я лишь их подводила к этому открытию.
Третья трудность - умение найти к каждому "ключик" для того, чтобы он сам поверил в свои возможности, научился преодолевать трудности, а не "опускать руки". Нужно чаще детям говорить "Ты можешь", во время приходить на помощь ребенку, учитывать индивидуальные особенности детей. Для меня книги по педагогической психологии являются настольными книгами. Перечитываешь их и находишь ответы на многие вопросы.
Четвертая трудность – умение оценивать достижения ребенка в сравнении с его прошлыми достижениями, а не с достижениями других детей. В моем классе есть дети, которым очень трудно дается овладение навыком чтения. Один из них на уроке смог прочитать монотонно текст с двумя ошибками. Я говорю ему: «Тима, ты меня сегодня удивил своим умением читать. Я восхищаюсь тобой. Молодец! Ты смог преодолеть свои трудности». На следующем уроке этот ребенок не только правильно прочитал, но и попытался уже читать выразительно. При этом он тянул руку, ему самому захотелось прочитать.
Пятая трудность - научиться общаться с детьми на равных, с уважением к личности ребенка. Например, прозвенел звонок на урок. Группа моих мальчишек продолжают что-то громко обсуждать. Они не услышали звонка на урок. Обращаюсь к ним: "Извините меня, что перебиваю вас. Вы не позволите нам начать урок?". Мальчишки смущенно заулыбались. При этом было видно, что им стало стыдно. Они сами осознали, в чем их вина.
Одна моя ученица, Мурашкина Алена, сочинила про меня стихотворение. Печатаю его с разрешения девочки и ее родителей.
Учитель учит,
Учитель знает,
Как ее помощи нам не хватает.
Думаю, что данное стихотворение о многом говорит.
Вчера детям еще раз рассказала о предстоящих осенних каникулах। Многие из ребят были немного огорчены тем, что наступает небольшой перерыв в учебе. Им хочется продолжать учиться. Значит я смогла создать такие условия, что "огонек" познания в глазах ребят не погас. "Я" и "Они" - мы одна школьная семья.
1 коммент.:
А что Вы думаете на счет этого? Хотелось бы знать Ваше мнение. Жду Ваших комментариев. С уважением, Ирина Валентиновна.
Отправить комментарий