Доброго времени суток!
В посте "Основные требования к мультимедийной презентации" говорилось о том, какие требования мы, педагоги, должны учитывать при создании презентации. Но в реальном учебном процессе используются не только средства ИКТ, но и традиционные.
Особенности восприятия во многом определяют качество обучения. Без восприятия нет обучения. Первые основы для прочного усвоения знаний закладываются в первичном восприятии материала. От преобладающего канала восприятия у ребенка зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Поэтому при выборе средств, приемов, методов обучения и воспитания необходимо учитывать типологические особенности восприятия и переработки информации. Об этом уже писалось в посте "Визуалы, аудиалы, кинестетики".
Типологические особенности восприятия заключаются не только в канале восприятия, но в способе восприятия. Так, В.Г. Степанов и В.Т. Степанов в ходе изучения восприятия выделили два способа восприятия: детализированный и угадывание. К таким же характеристикам в результате опытов подошли и американские психофизиологии С. Спрингер и Г. Дейг. Способ угадывания в их работах получил название правополушарного способа приема и переработки информации, способ детализирования – левополушарного.
У применяющих способ детализирования легче развить точность, тщательность, полноту наблюдения, развернутое описание увиденного. У угадывающих школьников лучше формируется быстрота восприятия, его целостность, вариативность создаваемых образов.
При индивидуальном предпочтении учащимися левополушарного (детализирующего) способа восприятия отмечается относительно большее развитие сенсорики, словесно-логической памяти и словесно-логического мышления; правополушарного (угадывающего) способа восприятия – образной памяти, наглядно-образного мышления и воображения.
Школьники с угадывающим типом восприятия лучше будут усваивать учебный материал в образной форме, а детализирующие – в словесно-символической. Сам характер наглядных средств для таких обучающихся требуется разный: для угадывающих школьников – конкретно-образный (портреты, картины и т.п.), для детализирующих – отвлеченно-образный (чертежи, схемы).
Как показывают результаты психологических наблюдений, в школах в большей степени происходит опора лишь на детализированный способ, что способствует нарушению принципа индивидуального подхода к учащимся. Чрезмерное и одностороннее развитие какого-либо одного способа приводит детализирующих школьников к неумению увидеть лес среди деревьев, а угадывающих учащихся – к излишней субъективности и фантазии в наблюдениях. Поэтому при организации образовательного процесса следует ориентироваться на наличие у обучающихся не одного способа восприятия, а двух. И развивать их оба.
Как с помощью наблюдения определить доминирующий способ восприятия, как их развивать можете узнать здесь.
Если понравился пост, не забудьте его добавить в закладки.
В посте "Основные требования к мультимедийной презентации" говорилось о том, какие требования мы, педагоги, должны учитывать при создании презентации. Но в реальном учебном процессе используются не только средства ИКТ, но и традиционные.
Особенности восприятия во многом определяют качество обучения. Без восприятия нет обучения. Первые основы для прочного усвоения знаний закладываются в первичном восприятии материала. От преобладающего канала восприятия у ребенка зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Поэтому при выборе средств, приемов, методов обучения и воспитания необходимо учитывать типологические особенности восприятия и переработки информации. Об этом уже писалось в посте "Визуалы, аудиалы, кинестетики".
Типологические особенности восприятия заключаются не только в канале восприятия, но в способе восприятия. Так, В.Г. Степанов и В.Т. Степанов в ходе изучения восприятия выделили два способа восприятия: детализированный и угадывание. К таким же характеристикам в результате опытов подошли и американские психофизиологии С. Спрингер и Г. Дейг. Способ угадывания в их работах получил название правополушарного способа приема и переработки информации, способ детализирования – левополушарного.
У применяющих способ детализирования легче развить точность, тщательность, полноту наблюдения, развернутое описание увиденного. У угадывающих школьников лучше формируется быстрота восприятия, его целостность, вариативность создаваемых образов.
При индивидуальном предпочтении учащимися левополушарного (детализирующего) способа восприятия отмечается относительно большее развитие сенсорики, словесно-логической памяти и словесно-логического мышления; правополушарного (угадывающего) способа восприятия – образной памяти, наглядно-образного мышления и воображения.
Школьники с угадывающим типом восприятия лучше будут усваивать учебный материал в образной форме, а детализирующие – в словесно-символической. Сам характер наглядных средств для таких обучающихся требуется разный: для угадывающих школьников – конкретно-образный (портреты, картины и т.п.), для детализирующих – отвлеченно-образный (чертежи, схемы).
Как показывают результаты психологических наблюдений, в школах в большей степени происходит опора лишь на детализированный способ, что способствует нарушению принципа индивидуального подхода к учащимся. Чрезмерное и одностороннее развитие какого-либо одного способа приводит детализирующих школьников к неумению увидеть лес среди деревьев, а угадывающих учащихся – к излишней субъективности и фантазии в наблюдениях. Поэтому при организации образовательного процесса следует ориентироваться на наличие у обучающихся не одного способа восприятия, а двух. И развивать их оба.
Как с помощью наблюдения определить доминирующий способ восприятия, как их развивать можете узнать здесь.
Если понравился пост, не забудьте его добавить в закладки.
0 коммент.:
Отправить комментарий