9 нояб. 2009 г.

Межпредментная связь в обучении

Доброго времени суток!

Базисный учебный план жестко ограничивает максимально допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья, тем временем объем требуемых знаний, умений и навыков растет. Углубляется несоответствие объемов знаний количеству времени, предусмотренного для их усвоения. Оптимально решить данную проблему позволяет использование межпредметной интеграции.

Одним из средств решения данного противоречия является межпредметная интеграция. Межпредметная интеграция обладает многообразием практики применения, все реально существующие варианты трудно охватить.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Ряд авторов считают, что межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин. Другие дают такое определение: «Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками».

Нет однозначных подходов к определению межпредметной интеграции и у практиков.

Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе.

Итегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные:

- Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.

- Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки, чтобы, проверяя знания одноклассников, каждый школьник имел удобную и всем известную шкалу (систему) показателей для оценки.

- Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.

- Урок-издание газеты или альманаха. Группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания.

-Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Патентное бюро», «Учёный совет» и др.

-Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

- Уроки, напоминающие публичные формы общения – «Пресс-конференция», «Аукцион», «Бенефис», «Митинг», «Панорама», «Телемост», «Рапорт», «Живая газета», «Устный журнал» и др.

- Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков»» и др.

- Уроки , трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.

- Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.

Для начальной школы наиболее характерны уроки-праздники, путешествия, сказки, КВН, уроки с элементами ролевых игр, экскурсии.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1. Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.)

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации ( это идея, явление, понятие или предмет ).

4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5. Переработка содержания ( разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы.

Если кого-то заинтересовал вопрос о межпредметной интеграции, можете прочитать следующую литературу:

1. Вергелес Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей. Л., 1987.
2. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988.
3. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М.: Знание, 1977.
4. Ильенко Л.П.Опыт интегрированного обучения в начальных классах.
Начальная школа. 1989, №5.
5. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа.-1989.-№9
6. Кошкмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение,1987.
8. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. Л. 1990.


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...