Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)
Доброго времени суток!
Толерантность - или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.
Наша задача донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить.
Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.
1. Обучение толерантности.
- Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.
- Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.
2. Изучение и поддержка другой культуры.
- Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.
3. Уважение культурных различий.
- Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.
4. Утверждение культурных различий.
- Утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.
Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание. Для этой цели можем использовать классные часы, "часы общения", "устные журналы", различные конкурсы, акции, ролевые игры, внеклассные мероприятия и т.п. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной (несмотря на то, что каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки, склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой). Учитель может организовать посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества, что оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.
Воспитанию толерантности должен способствовать и образовательный процесс посредством содержания, методов и приемов обучения. Обучение толерантности может осуществляться в ходе организации проектной деятельности учащихся, выполнения творческих работ, составления кроссвордов, проведения "заочных путешествий", уроков толерантности. ролевых игр и т.д. На уроке педагог может использовать решение “национальных” вопросов в ходе "мозгового штурма", национальные мотивы, традиционные национальные иллюстрации. У каждого учителя найдется множество приемов обучения и воспитания толерантности.
Развиваясь одновременно с другими видами искусств, декоративно-прикладное творчество способствует формированию и развитию художественного вкуса людей, пробуждает их творческую активность и национальное самосознание, воспитывает любовь к Родине. Поэтому предлагаю Вашему вниманию презентацию «Полотенце Самарской губернии», которую можно использовать как в ходе учебного процесса, так и во внеклассной работе.
2 коммент.:
Очень интересный пост!!! Новенькое подчеркнул, СПАСИБО!!!
ЖАН, большое спасибо за отзыв. Желаю Вам успехов в Вашей работе!
Отправить комментарий