26 нояб. 2009 г.

Об учебной самостоятельности младших школьников

Доброго всем времени суток!

Сегодняшним детям предстоит жить в обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили их родители. Социально-экономические преобразования, характерные для России последнего десятилетия, изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием. В связи с этим стратегической задачей модернизации российской образовательной системы является выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных ориентироваться в меняющихся социально-экономических условиях, быстро и правильно находить свое место в обществе.

Содержание понятия "познавательная самостоятельность" раскрыто во многих психолого-педагогических работах. Большинство авторов рассматривают его как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях. Этот феномен представляет собой единство двух компонентов - мотивационного и процессуального. Первый отражает потребность в процессе познания, второй - знания данной предметной области и приемы деятельности, которые способствуют осуществлению целенаправленного поиска. И хотя эти стороны существуют в единстве, их разделение вполне оправданно, ибо можно стремиться к поиску знаний, но не уметь их находить, можно уметь их добывать, но не испытывать в этом органической потребности. Корнями учебной самостоятельности является учебная инициативность школьников.

Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.

Основными условиями проявления самостоятельности младших школьников являются:

1. Учет педагогом степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок своих действий, проверять свою работу и т.д.).

2. Мотивированность учебного труда. Мотивация учения обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.

3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником. При этом понимание обеспечивает возможность включения школьника в работу. Для выполнения задания ему не нужно переспрашивать: «С чего начинать?», «Как делать?», «Куда писать?» – и т.д.

4. Разделение труда между школьником и педагогом, предупреждение и преодоление «инструктивно-пошагового» обучения. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться строить свои планы и алгоритмы, следовать им.

5. Процесс обучения должен обеспечить развитие всех компонентов познавательного интереса как источника успешного развития учебной деятельности.

6. Содержание учебных заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве.

7. Система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным.

Существенную роль в развитии познавательной самостоятельности играет применение на практике интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий (ТРКМЧП, портфолио, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся).

При проведении родительского собрания о воспитании у детей учебной самостоятельности учитель может использовать советы психологов.

Проверить, насколько самостоятелен учащийся, помогут тесты.

Почитать еще:
1. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 5 - 8.
2. Прохорова С.Ю. Определение учебной самостоятельности выпускников начальной школы.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...