13 дек. 2009 г.

О педагогическом дизайне

Доброго времени суток!

С появлением сети Интернет расширились возможности для самообразования педагогов. Столько полезной информации можно найти! Вот на этой неделе познакомилась с материалами о педагогическом дизайне.

Педагогический дизайн (Instructional Design) – относительно молодая дисциплина. В переводе на русский язык Instruction – ряд мероприятий, способствующих обучению, Design – это общий термин, обозначающий любой «образец творчества». Термин «педагогический дизайн» предложен разработчиками проекта «Информатизация системы образования» как собирательное понятие для обозначения направления педагогической науки и практики, изучающего вопросы разработки учебных материалов, формирования учебной среды и построения эффективного учебного процесса. На Западе соответствующую область делят на подобласти: например, instructional design (разработка учебных материалов), learning design (разработка учебного процесса), learning environment design (разработка учебной среды) и т.п. В контексте российского проекта понятие «педагогический дизайн» включает в себя все перечисленные компоненты.

Педагогический дизайн (по определению А.Ю. Уварова) – это приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе, учении и обучении в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов. Под педагогическим дизайном понимается прежде всего дизайн в области образования, т.е. деятельность (будущего) учителя по проектированию и созданию учебных web-сайтов с учетом психолого-педагогических основ.

Цель педагогического дизайна заключается в планировании и создании ситуаций, которые расширяют возможности обучения для отдельных учащихся. Это означает, что обучение нужно планировать так, чтобы оно было эффективно и систематически спроектировано.

Педагогический дизайн средств обучения на основе использования информационных технологий предполагает определение цели и задач, содержания, ожидаемых результатов обучения, структуры (общего дизайна), модулей, временных рамок, визуальных объектов, технической реализации.

Выделяют две важнейшие концепции педагогического дизайна: тщательная проработка материала в соответствии с целями обучения и выстраивание системы постоянного анализа результатов обучения, оценки и усовершенствования, как процесса передачи знаний, так и для учебного материала.

Читать подробнее »

Кафедрой мультимедийной дидактики и информационных технологий обучения разработан учебный модуль "Основы педагогического дизайна".

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...