21 дек. 2009 г.

Модель урока

Доброго всем времени суток!

Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. В том числе и переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности. Учителя активно осваивают и применяют на практике современные педагогические технологии: игровые (ведущий метод – игра; организационные формы – деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра); коммуникативные (ведущий метод – общение; обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия); исследовательские (ведущий метод – проблемное обучение, метод проектов; организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций); ТРКМЧП.

Сопоставляя разные образовательные технологии, пришла к выводу, что во всех педагогических технологиях одинаковая модель урока, включающая в себя три основных этапа: вводный (организационный), основной и заключительный. Вечерами в Голицыно мы с Ольгой Ситтиковной спорили об оргмоменте: нужно его указывать в поурочном планировании или нет. Считаю, что данный этап - очень важный. И его стоит включить в мотивационно-проектировочный этап. Почему пришла к такому выводу? Дело в том, что урок в любой технологии соответствует структуре учебной деятельности. А деятельность включает в себя следующие этапы:
- процесс вовлечения в деятельность,
- процесс целеполагания,
- процесс проектирования действий,
- процесс осуществления действий,
- процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Цель мотивационно-проектировочного этапа – ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?). Кульминацией этого этапа становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное осмысление ребенком того, что он уже знает к тому, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной ситуации (прогнозирование). Теперь, когда цели поставлены, предстоит решить, как будем действовать (добывать нужную информацию), кто или что нам поможет. Именно с этого момента начинается основной этап урока – работа с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. Стоит заметить, что учебник не является доминирующим источником учебной информации. Приоритет переходит к оригинальным источникам, к первичным данным, к объектам и явлениям реальной действительности. Обучение в современном понимании есть процесс конструирования знания, то есть обучение происходит не через запоминание, а через интерпретацию информации.

На этом этапе особая роль отводится учителю. Во-первых, он должен продумать максимально возможные варианты использования различных средств информации (справочники и энциклопедии, словари, учебник, таблицы, графики, схемы, модели, специально сконструированный учебный текст, напечатанный для каждого ученика, сам учитель, ребенок или группа детей). Во-вторых, педагог должен продумать и организовать с учащимися сам процесс работы с источниками информации. При этом следует помнить, что процесс восприятия информации – процесс сугубо индивидуальный и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность индивидуально осмыслить учебную информацию в любом ее виде. Кроме того, на этом этапе происходит структурирование учебной информации.

Третий этап базовой модели – это завершающая стадия урока. Ее цель – обобщение и рефлексия. Для обобщения следует вернуться к тем задачам, проблемам, которые были поставлены в начале урока, и дети должны дать ответ об их реализации, вычленив главные понятия и умения. Для осуществления рефлексии следует, вновь вернувшись на начало урока, выяснить на какие из вопросов (затруднений), которые возникли в начале урока, мы ответили, а какие остались без ответа. Значит, поиск ответов на них и составит основу мотивации для домашнего задания: познакомиться с материалом параграфа (организовать самостоятельный информационный поиск, с привлечением других средств) и поискать ответы на нерешенные вопросы или доработать на домашнем материале слабо усвоенный материал (действия с ним). Таким образом, дифференцированно подойти к домашнему заданию, на основе индивидуального усвоения учеником материала урока.

Таким образом, базовая модель урока представляется как замкнутый круг: урок начался с формирования мотивации и закончился мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, такая логика делает проверку домашнего задания на следующем уроке более осмысленной и значимой для учащихся и ведет к полнейшему усвоению знаний, легко прослеживается в ТРКМЧП и проектно-исследовательской деятельности учащихся. Если учитель проводит индивидуальную рефлексию, он обязательно должен спросить у ребенка, интересно ли было ему на уроке? Что конкретно вызвало интерес, почему? Испытывал ли он затруднения на уроке, какие, почему было трудно?


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...