Доброго всем времени суток!
Уже становится обычным, что современный педагог должен применять на практике ИКТ и обладать ИКТ-компетентностями. Постепенно изучаю литературу, которую получила на Международной конференции "Чему и как учить и учиться в XXI веке". В "Концепции информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы" нашла материал об ИКТ-компетентности. Думаю и Вам, уважаемые мои читатели и посетители блога, будет интересно узнать об этом.
Профессиональная ИКТ-компетентность специалиста означает, что он может решать задачи в своей профессиональной области, правильно используя там, где необходимо, широко применяемые в данного области общепользовательские и профессиональные средства ИКТ.
К общепользовательским умениям относится: включить компьютер и запустить ИС; работать с мышью для выбора полей на экране и готовых значений из выпадающих меню (альтернатива - работа с сенсорным экраном); пользоваться базовыми командами ИС (например, «разместить», «найти»); квалифицированно вводить текст.
ИКТ-компетентность педагога означает способность осуществлять образовательный процесс в соответствии c целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана c глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования.
Педагогическая ИКТ-компетентность включает в себя общепедагогическую и предметную педагогическую ИКТ-компетентность, a общепедагогическая ИКТ-компетентность - способности:
• обеспечивать эффективную коммуникацию с применением ИКТ (выступление и работа c классом с использованием проектора, размещение материалов в информационной среде, рассмотрение материалов, размещенных учащимися, формирование и рассылка информации родителям и т.д.);
• проводить диагностику трудностей и достижений, сильных и слабых сторон в работе учащихся (анализ работ учащихся, размещенных в ИС, возможно, с привлечением других педагогов, с одновременным рассмотрением более старых работ, видео-аудиофиксация выступлений учащегося и его коммуникации с другими учащими, формирование и рассмотрение портфолио учащихся, проведение промежуточной аттестации с применением ИКТ и т.д.);
• находить в глобальном информационном пространстве, содержащем информационные источники своего образовательного учреждения, федеральные электронные хранилища цифровых образовательных ресурсов и всю сеть Интернет, источники информации, нужные для собственного выступления, ответа на возможные вопросы учащихся, а также рекомендуемые учащимся для самостоятельной работы и т.д.;
• представлять связи между понятиями, объектами, явлениями и событиями в форме диаграмм и карт;
• планировать свою работу c применением ИКТ в разных масштабах - от элемента урока до многолетнего курса и всего образовательного процесса и т.д.
Общепедагогическая ИКТ-компетентность предполагает общую ИКТ-квалификацию - умение работать с текстовым редактором, сканером, видеокамерой и т.д. Она включает в себя и некоторые более специальные умения.
Предметная педагогическая ИКТ-компетентность может предполагать квалификацию в использовании тех или иных инструментов ИКТ, в том числе:
• для учителей русского языка - специфических моделей применения программ орфографического контроля, их частичного или полного отключения; методик обучения применению других инструментов словарного типа; методик и технологий транскрибирования устного текста, его литературного редактирования и реферирования; методик и технологий построения учебных текстов c пропусками или перестановками; моделей обучения работе c гипермедийными структурами (в том числе, например, с видеозаписями, сделанными учащимися); моделями формирования стилистики работы с электронной почтой, форумами, блогами, вики;
• для учителей литературы - работу c источниками, поиск, цитирование, комментирование, реферирование и анализ;
• для учителей географии - геоинформационных систем и систем глобального позиционирования, спутниковых фотоснимков и комбинаций этих инструментов;
• для учителей математики и естественных наук - виртуальных лабораторий и цифровых измерительных инструментов и т.д.
А для учителя начальных классов в Концепции ничего не указывалось. Наверное, ИКТ-компетентность учителя начальных классов складывается из предметных компетентностей учителей-предметников с учетом возрастных особенностей младших школьников.
0 коммент.:
Отправить комментарий