Доброго времени суток!
Почему одни младшие школьники всегда активны и с удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие – скованны и равнодушны к учению? Конечно, существует очень много тому причин. Мне хочется остановиться на одном из педагогическом аспекте. При этом никого не хочу не обидеть.
Л.С. Выготский познавательную деятельность характеризовал как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес при этом "предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя…", как движущая сила познания. Для создания эмоционального интереса младших школьников к учению мы, педагоги, используюем целый спектр методических приемов: наглядность, художественное слово, технические средства, игру, творческие задания и пр. Значительно сложнее для многих из нас обеспечить два других компонента познавательного интереса: содержательный и волевой.
формированию волевого компонента познавательной деятельности способствует прежде всего самостоятельная учебная работа – как в классе, так и дома. Некоторые учителя, сами не желая того, разрушают волевой компонент, потому что предъявляют школьникам задания только на повторение, воспроизведение изученного материала. При этом практически отсутствуют домашние задания творческого и развивающего характера.
Для развития инициативного познания психологи рекомендуют постепенно увеличивать долю самостоятельности в любых видах заданий. Например, при изучении программного материала, учащиеся осваивают много разнообразных терминов и понятий. Их значение, как правило, ученики узнают либо из учебника, либо из уст педагога. А почему бы не приучать детей к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос и сказать им: "Это можно узнать в таком-то словаре, справочнике, энциклопедии?". В данном случае при восприятии нового понятия можно предложить детям заглянуть в справочное пособие, а затем сверить полученную информацию с изложенной в учебнике.
В начальной школе на уроках очень часто от младшего школьника можно услышать «Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться». Стремление ребенка к получению новых знаний и острейшая необходимость в этих знаниях создают благоприятную почву для организации исследовательской деятельности младших школьников. При этом важно не оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие любознательностью детские глаза и огромное желание самому совершать свои маленькие открытия. Ведь младшие школьники болезненно реагируют на каждое замечание учителя ("не знаешь", "неправильно", "забыл", "не думаешь" и др.) и очень переживают свои неудачи. Почему бы не дать детям возможность поразмышлять, высказать свои разные точки зрения и сообща прийти к общему правильному мнению. Важно не забывать, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.
0 коммент.:
Отправить комментарий