Доброго времени суток!
Меня всегда интересуют новые или нетрадиционные подходы к образованию. Хочется постоянно совершенствовать свой опыт. Так, в ходе самообразования овладела технологией проектного метода обучения, "Развития критического мышления через чтение и письмо", "Портфолио". Уже давно заинтересовалась технологией "Педагогических мастерских" и сейчас пытаюсь применять ее на практике.
Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции.
В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других.
Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.
Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.
Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.
Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях:
1. "Вызов традиционной педагогике".
2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
3. "Все способны!".
4. Интенсивные методы обучения и развития.
5. Новый тип педагога.
6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.
Принципы построения педагогической мастерской
1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.
2. Равенство всех, включая мастера.
3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.
4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.
Алгоритм построения педагогической мастерской:
1. Индуктор (психологический настрой на урок)
2. Тема (запись на доске)
3. Самоконструкция (запись слов по ассоциации)
4. Социоконструкция (пополнение списка слов)
5. Разрыв (кульминация, во время которой ребенок начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше)
6. Афиширование (демонстрация выполненной работы)
7. Рефлексия (духовное состояние после мастерской)
В данной технологии учитель выполняет роль мастера. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.
Рекомендации для мастера (учителя):
1. Создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.
2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.
3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.
4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.
5. Информацию подавать малыми дозами.
6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.
Интересно почитать:
1. Мейчик Г.А. Историко-философский взгляд на педагогическую технологию мастерских.
2. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская?
3. Особенности образовательной технологии "Творческих мастерских".
2. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская?
3. Особенности образовательной технологии "Творческих мастерских".
6. Технология "Педагогические мастерские".
В последующих постах продолжим знакомство с этой удивительной педагогической технологией. Готова к диалогу.
В последующих постах продолжим знакомство с этой удивительной педагогической технологией. Готова к диалогу.
0 коммент.:
Отправить комментарий