16 июл. 2010 г.

Роли участников проектной деятельности

Доброго времени суток!

Проектный метод, как и другой новый вид деятельности, вносит свои коррективы в роли участников проектной деятельности.  

В чем же заключается роли учителя в ходе организации проектной деятельности учащихся?

В первую очередь, учитель должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения учеником знаний и стать организатором проектной деятельности. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый ученик может выбрать любую тему проекта - все, что захочет и что сумеет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения "знания", сколько создание условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Поэтому педагог должен обладать способностью быть инициатором интересных начинаний.

Как именно учителю можно создавать условия для развития обучающихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

1. Энтузиаст – повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения целей.

2. Специалист – обладает знаниями и умениями в нескольких областях (по истории, русскому языку, естествознанию и т.д.).

3. Консультант – организатор доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

4. Руководитель.

5. Координатор всего группового процесса.

6. «Человек, который задает вопросы» (по Дж.Питту) – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь.

7. Фасилитатор. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был присвоить на уроках, предшествующих работе над проектом. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду.

8. Эксперт – дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Для учителя важно избежать перегибов как в ту или иную сторону.

В чем заключается роль ученика?

В работе над проектом учащиеся прежде всего выступают активными участниками проектной деятельности. Ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

В ходе работы над проектом, каждый ученик имеет право:
- не участвовать ни в одном из предложенных проектов,
- участвовать одновременно в разных проектах и в разных ролях,
- выйти в любой момент из любого проекта,
- в любой момент начать новый проект.

С одной стороны ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и активизирует его познавательную активность. С другой стороны, данная ситуация вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер . Учащимся трудно: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы, осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора, действовать самостоятельно (без подсказки учителя), сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная учителем оценочная схема: "это верно, а это – нет".

Естественно, что в зависимости от этапа проекта роль ученика меняется. Но на всех этапах он:

1. Выбирает (принимает решения). Данное право не только является фактором мотивации, формируя чувство причастности, но и должно способствовать развитию умения принимать на себя ответственность.

2. Выстраивает систему взаимоотношений с людьми разного возраста. В данном случае речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций.

3. Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает "чужой" продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию "провала" проекта создала неудачно подобранная информация. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макро-социуме.

Используемые источники:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...