Доброго времени суток!
Цель этапа – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
– коллективное обсуждение результатов проектной деятельности;
– самоанализ проектной деятельности.
На пятом этапе после проведения презентации учащимся коллективное обсуждение результатов и самоанализ проектной деятельности. При этом проводится оценка, как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.
Иногда учащиеся стремятся делегировать учителю функции как итогового, так и промежуточного контроля (к этому их приучает сама система организации образовательного процесса). Поэтому при руководстве проектами учитель должен постепенно отказаться от выполнения функции контроля и организовывать ситуации, вынуждающие учащихся проводить самоконтроль. Как показывает практика, младшие школьники уже способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания.
Важным шагом на этом этапе является предложение и обсуждение прозрачных, то есть заранее известных и понятных для учащихся критериев оценки качества продукта. Сначала инициатива по подготовке критериев должна исходить от учителя, а учащиеся, оценивая, должны получить опыт работы с корректно заданными критериями. Тогда в средних и старших классах они смогут сами предлагать критерии и способ для оценки продукта.
Учитель может договориться с учащимся о разных объектах, формах, способах и критериях внешней оценки. Главным условием является прозрачность критериев и процедуры оценки для учащегося и выбор такого объекта и критериев оценки, которые не нарушали бы основных принципов проектной деятельности.
Например, критериями оценивания могут быть:
1.Самостоятельность работы над проектом.
2.Актуальность (важность) темы проекта.
3.Полнота раскрытия темы.
4.Оригинальность предложенных решений.
5. Качество выполнения продукта.
6.Артистизм и выразительность выступления.
7.Убедительность презентации.
7.Использование средств наглядности, технических средств.
8.Ответы на вопросы.
Оценка продукта и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Не следует на основании "качества продукта" выставлять внешнюю оценку (данную учителем по формальным признакам, внесенную в документ для промежуточной или итоговой аттестации). Продукт является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию учащегося, работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.
Если учитель поставил дидактическую цель, связанную с формированием компетентности решения проблем, имеет смысл организовывать рефлексию после получения продукта (по поводу качества продукта и достижения цели проекта) и после презентации (по поводу достижения цели публичной коммуникации), а в долгосрочных проектах – по поводу получения промежуточных результатов после решения той или иной задачи.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. В ходе проектной деятельности учитель имеет возможность оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся: компетентности в решении проблем, а также компетентности в работе с информацией и коммуникативной компетентности.
Деятельность учителя, ученика и родителей:
Учитель:
- Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.
- Мотивирует учащихся.
- Наблюдает, направляет процесс.
Ученик осуществляет оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа.
Родители консультируют в оформлении отчета.
Дополнительный материал:
1. Методический инструментарий проектной деятельности.
2. Диагностика уровня сформированности ключевых компетенций учащихся.
0 коммент.:
Отправить комментарий