Доброго времени суток, уважаемые читатели и посетители блога!
С введением Стандартов нового поколения большое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов образовательного процесса. Одним из средств является образовательный веб-квест, который вполне можно использовать и в начальной школе. Данный пост является теоретическим, поскольку хочется понять сущность данной технологии.
Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Разработчиками образовательного веб-квеста являются Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США, 1995), и Том Март. Берни Додж определяет веб-квест как "исследовательски-ориентированную деятельность, в которой вся информация, используемая учеником, добывается из Интернета". Филипп Бенц так описывает веб-квест: "Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и организуют информацию, полученную из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу, часто связанную с их будущей профессией".
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.
Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. Берни Додж описывает следующие виды заданий для веб-квестов:
1. Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
2. Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
3. Самопознание – любые аспекты исследования личности.
4. Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
5. Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
6. Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
7. Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
8. Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
9. Оценка – обоснование определенной точки зрения.
10. Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
11. Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
12. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Другие виды заданий можно посмотреть здесь.
Веб-квест должен иметь:
1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения учащимся задания. Этот список должен быть аннотированным.
4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц - для избежания технических трудностей при создании ими самостоятельных страничек как результата изученного ими материала и др.).
6. Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Таким образом, веб-квест состоит из следующих разделов:
1. Введение - краткое описание темы веб-квеста.
2. Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
3. Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
4. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
5. Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.
6. Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
7. Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Визитная карточка веб-квеста:
1. Предмет.
2. Возраст.
3. Центральной задание.
4. Количество ролей.
5. Названия ролей.
6. Пошаговые инструкции для каждой роли.
7. Список Интернет-источников.
8. Критерии оценки веб-квеста.
9. Предполагаемый результат.
10. Описание результатов работы для каждой группы.
Визитная карточка веб-квеста:
1. Предмет.
2. Возраст.
3. Центральной задание.
4. Количество ролей.
5. Названия ролей.
6. Пошаговые инструкции для каждой роли.
7. Список Интернет-источников.
8. Критерии оценки веб-квеста.
9. Предполагаемый результат.
10. Описание результатов работы для каждой группы.
Этапы работы над квестом:
1. Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
2. Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.
3. Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Критерии оценки веб-квеста
Веб-квест является комплексным заданием, в связи с этим оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Берни Додж рекомендует использовать 4-8 критериев, которые могут включать оценку: исследовательской и творческой работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в микрогруппе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного текста и т.п.
Для создания бланка оценки необходимо:
1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки.Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:
достижение заявленной цели;
качество выполнения работы;
качество процесса выполнения работы;
содержание;
сложность задания.
2. Определить шкалу оценки - например, трех-, четырех-, пятибалльную.
3. Подготовить описание параметров оценки.
Для создания бланки оценки можно использовать шаблон на портале TeAchnology.
Для создания бланки оценки можно использовать шаблон на портале TeAchnology.
Общие методические рекомендации
1. Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.
2. Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта.
3. Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.
Несколько примеров веб-квестов:
1. Для среднего и старшего звена школы
"Джордж Гордон Байрон"
2. Для начальной школы
"5 шагов к звездам"
"Как люди путешествуют?"
"Прогулки по Кузьминскому парку. Из прошлого в настоящее"
"Режим дня"
Начало пути проложено, будем двигаться дальше.
0 коммент.:
Отправить комментарий