11 сент. 2011 г.

Проектные задачи в начальной школе

Доброго времени суток, уважаемые читатели и посетители блога! 

В настоящее время в связи с введением стандартов нового поколения приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. 

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. 

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через проектную задачу. 

Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. 

Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. 

В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. 

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее "оторван" от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. 
 
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи. 

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. 

Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. 

Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков. 

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия: 

1. Регулятивные УУД: 
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); 
- целеполагать (ставить и удерживать цели); 
- планировать (составлять план своей деятельности).

2. Познавательные УУД: 
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).

3. Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; 
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). 

Проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях. При этом для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы. 

С некоторыми примерами проектных задач можно познакомиться здесь: 

Другие примеры практического применения будут публиковаться в следующих постах. 

Желаю всем творческих успехов!


2 коммент.:

Наталія Саражинська комментирует...

Спасибо! Чудесная статья. И сссылки очень-очень ценные!

Ирина Валентиновна Жакулина комментирует...

Дорогая Наталья! Огромное спасибо за внимание к сообщению и позитивный отзыв! Ценю и дорожу Вашим мнением. Рада, что данный материал Вам понравился. Желаю творческих успехов и здоровья! С уважением и благодарностью, Ирина.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...