Доброго времени суток!
Довольно часто учителя задают вопрос "Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?". В современной литературе по педагогике и педагогической психологии довольно часто приходится сталкиваться с тем, что понятия "проектное обучение" и "исследовательское обучение", "метод проектов" и "исследовательские методы обучения" строго не определяются, четко не дифференцируются. Поэтому давайте выясним сходства и различия.
Во-первых, обратимся к общепринятому содержанию выше указанных понятий.
Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. По мнению Савенкова А.И., принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, исследование - бескорыстный поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Во-вторых, цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
В-третьих, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-четвертых, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор метода (методики) проведения исследования.
• Описание процесса исследования.
• Обсуждение результатов исследования.
• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В-пятых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов. Исследование - это бескорыстный поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований его открытие.
Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
При организации исследовательской деятельности (как и при использовании метода проекта) необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, создавать условия для развития исследовательских навыков в рамках урока и внеурочной деятельности, создавать методический инструментарий.
На своем блоге в одном из постов я уже делилась своим опытом по разработке методического инструментария проектной деятельности. Большую часть этого материала вполне можно использовать и при организации исследовательской деятельности младших школьников. Например: таблица "Источники информации"; памятка "Работа с литературными источниками"; памятка "Поиск информации в библиотеке"; памятка "Требования к составлению списка используемых источников информации"; памятка "Требования к презентации"; памятка "Как подготовиться к выступлению по защите проекта".
Учитывая отличия исследования от проектирования, подготовила методический инструментарий для организации исследовательской деятельности младших школьников. С данным материалом можно познакомиться здесь.
Если понравился пост, то тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
Довольно часто учителя задают вопрос "Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?". В современной литературе по педагогике и педагогической психологии довольно часто приходится сталкиваться с тем, что понятия "проектное обучение" и "исследовательское обучение", "метод проектов" и "исследовательские методы обучения" строго не определяются, четко не дифференцируются. Поэтому давайте выясним сходства и различия.
Во-первых, обратимся к общепринятому содержанию выше указанных понятий.
Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. По мнению Савенкова А.И., принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, исследование - бескорыстный поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Во-вторых, цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
В-третьих, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-четвертых, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор метода (методики) проведения исследования.
• Описание процесса исследования.
• Обсуждение результатов исследования.
• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В-пятых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов. Исследование - это бескорыстный поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований его открытие.
Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
При организации исследовательской деятельности (как и при использовании метода проекта) необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, создавать условия для развития исследовательских навыков в рамках урока и внеурочной деятельности, создавать методический инструментарий.
На своем блоге в одном из постов я уже делилась своим опытом по разработке методического инструментария проектной деятельности. Большую часть этого материала вполне можно использовать и при организации исследовательской деятельности младших школьников. Например: таблица "Источники информации"; памятка "Работа с литературными источниками"; памятка "Поиск информации в библиотеке"; памятка "Требования к составлению списка используемых источников информации"; памятка "Требования к презентации"; памятка "Как подготовиться к выступлению по защите проекта".
Учитывая отличия исследования от проектирования, подготовила методический инструментарий для организации исследовательской деятельности младших школьников. С данным материалом можно познакомиться здесь.
Если понравился пост, то тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
2 коммент.:
Здравствуйте, Ирина Валентиновна! Спасибо Вам за это сообщение. С такой трудностью - различить проект и исследование - сталкивалась. Ваша статья мне очень помогла.
Уважаемая Елена Борисовна, спасибо за комментарий. Вы правы, зачастую трудно различить проектирование от исследования. Но различия имеются, и они довольно существенны. Я рада, что смогла оказать Вам помощь в этом вопросе. С уважением, Ирина Валентиновна.
Отправить комментарий