Доброго времени суток!
31 августа – День Блогов. По традиции в этот день блоггеры публикуют в своем блоге ссылки на 5 других интересных автору блогов. В связи с этим я решила составить обзор постов по проблеме эмоционального выгорания педагогов.
В своем блоге «Наша территория» Марина Анатольевна затронула вопрос о создании комфортных условий в первые дни для учащихся в посте «Стресс после каникул. Как его избежать?». В данном посте предлагаются рекомендации психолога для родителей и учителей. Данной проблеме посвящены многие работы медиков, психологов и педагогов. Это весьма важно, поскольку от этого зависит качество дальнейшего обучения. Поэтому созданию щадящему режиму, "ситуации успеха" учителя в своей педагогической деятельности уделяют особое внимание.
А почему в СМИ, педагогической литературе так мало говорится о тех нагрузках, которые испытывают педагоги?
Ольга Ситтиковна на блоге «Оса – блог учителя начальных классов» в своем посте «Как просто! Как сложно!» подняла вопрос о трудностях, которые испытывают педагоги в первые недели после отпуска. Она пишет:
Ольга Ситтиковна предлагает нашему вниманию статью Е.Куценко «О психологических проблемах первых рабочих недель» ("Первое сентября", №16-2009г.).
Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность приобретает проблема эмоционального выгорания, поскольку ориентация деятельности учителей на личность воспитанника требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды.
Об учительской усталости поднимала вопрос и Маргарита Ивановна на своем "Блоге Фокеевой Маргариты Ивановны" в посте «Учительская усталость». В данном посте она раскрывает сущность понятия "эмоционального выгорания", указывает на причины появления данного синдрома: превышение частоты порога общения, подготовка и прохождение аттестации педагогом.
На блоге "Все начинается со школьного звонка" Таисия Владимировна в своих постах "Как общаться с ребенком" и "Продолжаем общаться с ребенком" предложила нам весьма полезную ссылку на книгу Ю.Б Гиппенрейтер по данной проблеме. Светлана Федоровна на "Блоге С.Ф. Сироткиной" в постах "Секреты общения" и "9 правил общения" поделилась советами, которые учителя могут использовать в своей преподавательской деятельности в целях предупреждения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
Но существуют и другие причины возникновения СЭВ у педагогов. Орел В.Е. (2001 г.) выделяет следующие причины возникновения эмоционального выгорания: стаж работы; личностные особенности (выносливость, локус контроля, самооценка, нейротизм (тревожность), экстраверсия); рабочие перегрузки; дефицит времени; продолжительность рабочего дня; численность учащихся в классе; глубина контакта с учащимися; взаимоотношения в организации; отношение к объекту труда.
К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой Т.В. (2002 г.): неэмоциональность или неумение общаться; алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой; трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность).
Маркова А.К. в работе "Психология труда учителя"(1993 г.), говорит о том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
От многих можно слышать "У вас ненормированный рабочий день. Поэтому столь длительный летний отпуск". А разве учитель может позволить себе отдыхать летом? Нет. Ему нужно за лето составить и написать календарно-тематическое планирование по 7 учебным предметам и более, план воспитательной работы, план самообразования, подготовить демонстрационный и раздаточный материал, заняться своим самообразованием и т.п. Вот как отдыхаем мы, педагоги. Рабочий день учителя не ограничивается проведением уроков, внеклассного мероприятия. Вернувшись домой, педагоги продолжают свой рабочий день в процессе подготовки к урокам на следующий день. И на это порой они тратят более 5 часов в день. К чему все это приводит? Конечно к перегрузкам учителя.
Что же нам, педагогам, советуют психологи?
Г. Дьяконов считает, что одним из методов коррекции и профилактики СЭВ является саморегуляция. В русле данного направления Г. Дьяконовым (1993г.) разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течении каждого дня, целого учебного года. (Регуляция эмоциональных состояний. ("Детский психолог". 1993 г., вып.4, с.67-79).
Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены "снижением рутинности", когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.
Ольга Ситтиковна в посте "Как просто! Как сложно!" также предлагает своим коллегам советы, как можно
31 августа – День Блогов. По традиции в этот день блоггеры публикуют в своем блоге ссылки на 5 других интересных автору блогов. В связи с этим я решила составить обзор постов по проблеме эмоционального выгорания педагогов.
В своем блоге «Наша территория» Марина Анатольевна затронула вопрос о создании комфортных условий в первые дни для учащихся в посте «Стресс после каникул. Как его избежать?». В данном посте предлагаются рекомендации психолога для родителей и учителей. Данной проблеме посвящены многие работы медиков, психологов и педагогов. Это весьма важно, поскольку от этого зависит качество дальнейшего обучения. Поэтому созданию щадящему режиму, "ситуации успеха" учителя в своей педагогической деятельности уделяют особое внимание.
А почему в СМИ, педагогической литературе так мало говорится о тех нагрузках, которые испытывают педагоги?
Ольга Ситтиковна на блоге «Оса – блог учителя начальных классов» в своем посте «Как просто! Как сложно!» подняла вопрос о трудностях, которые испытывают педагоги в первые недели после отпуска. Она пишет:
«А сами? Педагоги ведь попадают в ту же ситуацию. Осознают ли они, какие трудности испытывают в первые недели после долгого отпуска?».
Ольга Ситтиковна предлагает нашему вниманию статью Е.Куценко «О психологических проблемах первых рабочих недель» ("Первое сентября", №16-2009г.).
Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность приобретает проблема эмоционального выгорания, поскольку ориентация деятельности учителей на личность воспитанника требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды.
Об учительской усталости поднимала вопрос и Маргарита Ивановна на своем "Блоге Фокеевой Маргариты Ивановны" в посте «Учительская усталость». В данном посте она раскрывает сущность понятия "эмоционального выгорания", указывает на причины появления данного синдрома: превышение частоты порога общения, подготовка и прохождение аттестации педагогом.
На блоге "Все начинается со школьного звонка" Таисия Владимировна в своих постах "Как общаться с ребенком" и "Продолжаем общаться с ребенком" предложила нам весьма полезную ссылку на книгу Ю.Б Гиппенрейтер по данной проблеме. Светлана Федоровна на "Блоге С.Ф. Сироткиной" в постах "Секреты общения" и "9 правил общения" поделилась советами, которые учителя могут использовать в своей преподавательской деятельности в целях предупреждения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
Но существуют и другие причины возникновения СЭВ у педагогов. Орел В.Е. (2001 г.) выделяет следующие причины возникновения эмоционального выгорания: стаж работы; личностные особенности (выносливость, локус контроля, самооценка, нейротизм (тревожность), экстраверсия); рабочие перегрузки; дефицит времени; продолжительность рабочего дня; численность учащихся в классе; глубина контакта с учащимися; взаимоотношения в организации; отношение к объекту труда.
К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой Т.В. (2002 г.): неэмоциональность или неумение общаться; алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой; трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность).
Маркова А.К. в работе "Психология труда учителя"(1993 г.), говорит о том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
От многих можно слышать "У вас ненормированный рабочий день. Поэтому столь длительный летний отпуск". А разве учитель может позволить себе отдыхать летом? Нет. Ему нужно за лето составить и написать календарно-тематическое планирование по 7 учебным предметам и более, план воспитательной работы, план самообразования, подготовить демонстрационный и раздаточный материал, заняться своим самообразованием и т.п. Вот как отдыхаем мы, педагоги. Рабочий день учителя не ограничивается проведением уроков, внеклассного мероприятия. Вернувшись домой, педагоги продолжают свой рабочий день в процессе подготовки к урокам на следующий день. И на это порой они тратят более 5 часов в день. К чему все это приводит? Конечно к перегрузкам учителя.
Что же нам, педагогам, советуют психологи?
Г. Дьяконов считает, что одним из методов коррекции и профилактики СЭВ является саморегуляция. В русле данного направления Г. Дьяконовым (1993г.) разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течении каждого дня, целого учебного года. (Регуляция эмоциональных состояний. ("Детский психолог". 1993 г., вып.4, с.67-79).
Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены "снижением рутинности", когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.
Ольга Ситтиковна в посте "Как просто! Как сложно!" также предлагает своим коллегам советы, как можно
выйдя за порог школы, оставить там, за дверью, все профессиональные мысли и заботы.
А вот выделить наиболее интересные блоги для меня и дать ссылку на них не могу, поскольку считаю, что каждый блог интересен по-своему. Смотрите карту БлагоРазумие и выбирайте любой, не пожалеете.
Используемая литература:
1. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. Детский психолог, 1993 г.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993 г.
3. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1987.
4. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001, сентябрь.
5. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.
0 коммент.:
Отправить комментарий