Доброго времени суток!
Данный пост посвящен развивающим упражнениям на уроках русского языка в начальной школе.
Предлагаемые упражнения направлены не только на развитие того или иного познавательного процесса, но и на отработку навыка правописания, привития интереса к учению. Данные упражнения можно использовать на разных этапах урока в зависимости от цели, а также в ходе фронтальной, групповой или индивидуальной работы.
Зачем учителю нужны развивающие упражнения?
Хорошо, если в школе имеется педагог-психолог и логопед. А если их нет, да и еще в классе обучаются дети с ЗПР. Как быть?
Многие упражнения из практической психологии и логопедии учитель начальных классов может использовать, не имея особых умений из выше указанных педагогических наук. Данные упражнения способствует развитию и корректировке познавательных процессов, активизации познавательной деятельности младших школьников, что в свою очередь существенно сказывается на результатах обучения.
Рассмотрим некоторые из развивающих упражнений.
1. "Трудное – запомни!"
Учитель показывает детям на 25-30 секунд десять слов с непроверяемым написанием и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова в тетради. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.
2. Развитие концентрации и устойчивости внимания (по методике Мюнстенберга).
На карточке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает эти слова и подчеркивает их. Затем анализируются их написания. С некоторыми словами можно составить предложения или словосочетания.
Например:
ФПИТЗМКУНЦСТРАНАКОХКОНЬКИМЯВПО
ТРПБЕРЕГЩЬМНЗЖМОЛОКОЩНТКОРОВАР
КВИАИТОПОРВБУПМОЛОТОКБУЧСОБАКА
3. Работа с изографами.
На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
Дети читают слова, показывая указкой буквы. Затем опускают голову на сложенные руки, визуализируют слова, записывают их по памяти.
4. Развитие скорости мышления, звукобуквенного анализа.
Дети вписывают согласные (гласные) буквы в слова:
з – м – (зима); – е – о (лето).
5. "Внимательные руки" – развитие произвольного внимания, фонематического слуха.
Учитель читает ряд слов. В паузах между словами дети поднимают: правую руку – если окончание твердое; левую руку – если мягкое.
Варианты слов:
брат, нож, был, мель,
брать, ел, быль, мел,
сталь, жар, рост, печаль,
жарь, цепь, шар, тень и т.д.
С другими развивающими упражнениями для уроков русского языка в 1-4 классах можно познакомиться здесь.
Надеюсь, что данный материал сможет кому-то оказать методическую помощь.
Интересный данный пост для Вас? Тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
Данный пост посвящен развивающим упражнениям на уроках русского языка в начальной школе.
Предлагаемые упражнения направлены не только на развитие того или иного познавательного процесса, но и на отработку навыка правописания, привития интереса к учению. Данные упражнения можно использовать на разных этапах урока в зависимости от цели, а также в ходе фронтальной, групповой или индивидуальной работы.
Зачем учителю нужны развивающие упражнения?
Хорошо, если в школе имеется педагог-психолог и логопед. А если их нет, да и еще в классе обучаются дети с ЗПР. Как быть?
Многие упражнения из практической психологии и логопедии учитель начальных классов может использовать, не имея особых умений из выше указанных педагогических наук. Данные упражнения способствует развитию и корректировке познавательных процессов, активизации познавательной деятельности младших школьников, что в свою очередь существенно сказывается на результатах обучения.
Рассмотрим некоторые из развивающих упражнений.
1. "Трудное – запомни!"
Учитель показывает детям на 25-30 секунд десять слов с непроверяемым написанием и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова в тетради. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.
2. Развитие концентрации и устойчивости внимания (по методике Мюнстенберга).
На карточке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает эти слова и подчеркивает их. Затем анализируются их написания. С некоторыми словами можно составить предложения или словосочетания.
Например:
ФПИТЗМКУНЦСТРАНАКОХКОНЬКИМЯВПО
ТРПБЕРЕГЩЬМНЗЖМОЛОКОЩНТКОРОВАР
КВИАИТОПОРВБУПМОЛОТОКБУЧСОБАКА
3. Работа с изографами.
На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
Дети читают слова, показывая указкой буквы. Затем опускают голову на сложенные руки, визуализируют слова, записывают их по памяти.
4. Развитие скорости мышления, звукобуквенного анализа.
Дети вписывают согласные (гласные) буквы в слова:
з – м – (зима); – е – о (лето).
5. "Внимательные руки" – развитие произвольного внимания, фонематического слуха.
Учитель читает ряд слов. В паузах между словами дети поднимают: правую руку – если окончание твердое; левую руку – если мягкое.
Варианты слов:
брат, нож, был, мель,
брать, ел, быль, мел,
сталь, жар, рост, печаль,
жарь, цепь, шар, тень и т.д.
С другими развивающими упражнениями для уроков русского языка в 1-4 классах можно познакомиться здесь.
Надеюсь, что данный материал сможет кому-то оказать методическую помощь.
Интересный данный пост для Вас? Тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
0 коммент.:
Отправить комментарий