15 окт. 2009 г.

Квалиметрическая оценка уровня навыка чтения

Доброго времени суток!

Квалиметрической оценкой можно оценить умственное развитие ребенка, степень сформированности его учебной деятельности, прилежание, старание, степень самостоятельности, степень освоения программных требований, соответствие знаний, умений и навыков стандарту.

Квалиметрическая оценка позволяет учителю не только описать оцениваемый параметр, но и измерить его количественно. Соответствие оцениваемого параметра заданным критериям измеряется специальными методиками. Сегодня для некоторых оцениваемых параметров, таких как сформированность учебной деятельности, самостоятельность, познавательная активность, разработаны измерительные методики. Для других оцениваемых параметров, и прежде всего - качества усвоения программных требований, учитель может разрабатывать сам.

В посте "Анализ контрольных работ" я привела пример использования на практике квалиметрической оценки степени освоения программного материала по русскому языку и математике. Сегодня предлагаю Вашему вниманию, уважаемые читатели моего блога, пример использования квалиметрической оценки при оценивании уровня навыка чтения.

Например, уровень навыка чтения учитель начальных классов оценивает по 5 основным критериям: тип чтения и его правильность (безошибочность), выразительность, темп и осмысленность. Оценивание строится на основе соответствия всех критериев программным требованиям. Пять выделенных критериев составляют 100%.

При этом степень выраженности критериев характеризует определенный уровень развития данного навыка:

- оптимальный (высокий) уровень соответствует 90 - 100% заданных критериев;
- допустимый (выше среднего) уровень - 75 - 89% заданных критериев;
- тревожный (средний) уровень - 50 - 74% заданных критериев;
- критический (низкий) уровень - менее 50%.

Исходя из этого можно дать следующую характеристику уровней сформированности навыка чтения:

- оптимальный уровень: плавное чтение целыми словами, без ошибок; выразительное (с соблюдением знаков препинания, логических ударений и пауз); в темпе, соответствующем программным требованиям, с пониманием прочитанного;

- допустимый уровень: плавное чтение целыми словами, без содержательных ошибок; в темпе, соответствующем программным требованиям, с пониманием смысла прочитанного; недостаточно выразительное чтение (ошибки в логических ударениях), допущено не более 2-х ошибок с искажением знаков, но не содержания;

- тревожный уровень: плавное чтение целыми словами; допущено не более 3-х технических ошибок или одной содержательной; несколько сниженный темп;

- критический уровень: прерывистое, слоговое чтение в сниженном темпе с пониманием прочитанного; допущено более 2-х ошибок искажения и содержательных ошибок; наблюдается нарушение норм произношения.

На основе данного примера учитель начальных классов может самостоятельно определить оцениваемые параметры с учетом программных требований. Каждому уровню можно задать цветовое обозначение при построении таблиц, графиков, диаграмм.

При коррекции западающих проблем можете использовать систему коррекционно-развивающих упражнений в посте "Исследовательский проект учителя "Совершенствование навыка чтения младших школьников в системе КРО". Исследовательский проект можно скачать здесь.

Используемая литература:
Калинина Н.В., Прохорова С.Ю., Горбылева А.Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - С. 20 - 21.

Интересный пост для Вас? Тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...