26 окт. 2009 г.

Урок-исследование

Доброго времени суток!

Урок-исследование. Каким он должен быть?

На уроке-исследования ставятся три задачи: образовательные, развивающие и воспитывающие. Поставленные цели достигаются через решение задач урока. В рамках цели и задач педагог предусматривает обучение исследовательской деятельности.

Например, цель урока окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие рыбы?» можно сформулировать следующим образом: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с признаками и разнообразием рыб.

На мой взгляд, структура урока-исследования должна соответствовать логике научного исследования. Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода. В связи с этим структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний
1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

II. Операционно-исполнительский этап
2.1. Постановка проблемы:
а) создание проблемной ситуации;
б) постановка проблемы исследования;
2.2. Определите темы исследования.
2.3. Формулирование цели исследования.
2.4. Выдвижение гипотезы.
2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.
2.6. Составление плана исследования.
2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы.
Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный этап
3.1. Интерпретация полученных данных.
3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.
3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.
3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание.
Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

Формы учебной поисковой деятельности. Она может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной, объединением по интересам. Деятельность может осуществляться как под наблюдением учителя, так и вполне самостоятельно.

Методы обучения: проблемный метод, дидактическая или ролевая игра, проектирование, практические методы (упражнения, практические работы, экскурсии, моделирование объектов), беседа, работа с книгой (учебником), наглядные методы.

Более подробно об уроке данного типа можете узнать здесь.

Урок-исследование по теме "Арктика" (окружающий мир, 4 класс, УК Плешакова А.А.)

Урок-исследование по теме "Тундра" (окружающий мир, 4 класс, УК Плешакова А.А.)

Урок-исследование по теме "Зона лесов" (окружающий мир, 4 класс, УК Плешакова А.А.)

Если понравился пост, не забудьте его добавить в закладки.

1 коммент.:

Ирина Валентиновна Жакулина комментирует...

Уважаемые посетители блога! А как Вы считаете, каким должен быть по структуре урок-исследование?

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...