Доброго времени суток!
Данный пост посвящен проблеме выбора темы ученического исследования, поскольку успех всего исследования зависит от правильного выбора темы исследовательской работы.
Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
• фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
• эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
При выборе темы исследования нужно придерживаться следующих правил:
1. Тема должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности.
2. Выбирать тему исследования следует с учетом имеющихся у ребенка знаний, опыта и интереса. Тема исследования должна способствовать максимальному раскрытию именно его способностей, знаний, интересов.
3. Тема исследования должна быть конкретной, а решаемая задача – актуальной.
4. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. При этом тему исследования нужно сформулировать так, чтобы не возникли проблемы с поиском материала, с его осмыслением.
5. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Задача учителя - подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, сможет довести исследования до конца.
6. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении ограничена у младшего школьника. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
7. Должно быть достаточное количество материала для всех работающих над темой, но его избыток не должен повергать детей в ужас.
8. Выбирая тему, надо учитывать возможный уровень решения. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
Ребенку не сложно выбрать тему исследования, если он точно знает, что его интересует в настоящий момент. Если дети не могут сразу определить тему, можно задать им следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, можно предложить учащимся каталог тем исследовательских работ. На данном этапе учитель также может косвенно подсказать тему будущего исследования:
— Мне кажется, было бы неплохо написать работу о проблемах бережного отношения к лесу. Кто возьмется?
— Нет ли желающих написать небольшое исследование по истории нашей школы? Основным источником может стать школьная хроника...
Источником темы могут служить и вопросы детей при изучении какой-то темы. Например, на уроке окружающего мира при изучении нашей Солнечной системы дети задали вопрос "От чего зависит светимость звезд?". Я не стала сразу отвечать на данный вопрос (хотя и знала ответ), а предложила детям самим найти ответ на их вопрос. В результате заданный вопрос стал темой исследования группы детей.
Используемые источники информации:
1. Основы методологии науки.
2. Савенков А.И. Детские исследования в домашних исследованиях.
3. Сюзанна Кутц. Ученические исследования: определение темы и планирование работы.
Если понравился пост, то тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
Данный пост посвящен проблеме выбора темы ученического исследования, поскольку успех всего исследования зависит от правильного выбора темы исследовательской работы.
Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
• фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
• эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
При выборе темы исследования нужно придерживаться следующих правил:
1. Тема должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности.
2. Выбирать тему исследования следует с учетом имеющихся у ребенка знаний, опыта и интереса. Тема исследования должна способствовать максимальному раскрытию именно его способностей, знаний, интересов.
3. Тема исследования должна быть конкретной, а решаемая задача – актуальной.
4. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. При этом тему исследования нужно сформулировать так, чтобы не возникли проблемы с поиском материала, с его осмыслением.
5. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Задача учителя - подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, сможет довести исследования до конца.
6. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении ограничена у младшего школьника. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
7. Должно быть достаточное количество материала для всех работающих над темой, но его избыток не должен повергать детей в ужас.
8. Выбирая тему, надо учитывать возможный уровень решения. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
Ребенку не сложно выбрать тему исследования, если он точно знает, что его интересует в настоящий момент. Если дети не могут сразу определить тему, можно задать им следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, можно предложить учащимся каталог тем исследовательских работ. На данном этапе учитель также может косвенно подсказать тему будущего исследования:
— Мне кажется, было бы неплохо написать работу о проблемах бережного отношения к лесу. Кто возьмется?
— Нет ли желающих написать небольшое исследование по истории нашей школы? Основным источником может стать школьная хроника...
Источником темы могут служить и вопросы детей при изучении какой-то темы. Например, на уроке окружающего мира при изучении нашей Солнечной системы дети задали вопрос "От чего зависит светимость звезд?". Я не стала сразу отвечать на данный вопрос (хотя и знала ответ), а предложила детям самим найти ответ на их вопрос. В результате заданный вопрос стал темой исследования группы детей.
Используемые источники информации:
1. Основы методологии науки.
2. Савенков А.И. Детские исследования в домашних исследованиях.
3. Сюзанна Кутц. Ученические исследования: определение темы и планирование работы.
Если понравился пост, то тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!
0 коммент.:
Отправить комментарий