15 янв. 2010 г.

Общеучебные умения и навыки как объект оценивания в новых стандартах

Всем доброго времени суток!


Общеучебные умения относят к «метазнаниям», то есть к тем, которые используются в различных областях знаний, при усвоении разных знаний (Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина). Они переопределяют успешность всего дальнейшего образования.

В соответствии со структурой и функциями учебной деятельности роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для ее успешного осуществления младшими школьниками, выделяют три блока умений:

– информационно-ориентировочные умения (умения наблюдения, слушания, чтения);
– операционально-исполнительские умения (умения классификации и обобщения);
– контрольно-коррекционные умения (умения самопроверки и самоконтроля).

Данные общеучебные умения представляют разные стороны жизнедеятельности ребенка: познавательную, практическую, коммуникативную (социальную).

Выделяя блоки приоритетных умений в их соотнесении со структурными этапами учебной деятельности, следует иметь в виду их равноценность, равнозначность, и то, что формирование общеучебных умений и навыков необходимо осуществлять не по отдельным блокам, а в их сочетании, соответствующем целостности учебной деятельности.

В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Проблемой общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.


С электронным образовательным комплектом по формированию ОУУН можно ознакомиться здесь.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...