6 сент. 2009 г.

Исследовательский проект учителя "Совершенствование навыка чтения младших школьников в системе КРО"

Доброго времени суток!

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, а иногда даже и криминального поведения. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения.

Следующей особенностью современного образования является то, что многие современные дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными. Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие комплексного подхода к совершенствованию навыка чтения у школьников с задержкой психического развития (ЗПР).

В связи с этим исследовательский проект был направлен на выявление условий, влияющих на эффективное использование приемов по совершенствованию навыка чтения детей с ЗПР; разработку системы упражнений по совершенствованию навыка чтения детей данной категории.

Для исследования проблемы совершенствования навыка чтения были определены четыре этапа, предполагаемые результаты и критерии оценок.

В ходе теоретического исследования анализировались психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР, «природа» навыка чтения, условия, необходимые для совершенствования техники чтения, наиболее распространенные системы упражнений по данному вопросу.

Результатом эмпирического исследования является система упражнений по совершенствованию техники чтения младших школьников с ЗПР. Данная система направлена на:
  • развитие речевого аппарата;
  • расширение оперативного поля чтения;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
  • развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
  • развитие антиципационного восприятия текста и предотвращения регрессий;
  • преодоление активной внешней вокализации при чтении молча;
  • развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
  • преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста;
  • развитие контроля и самоконтроля при чтении;
  • упрочение звукобуквенных связей;
  • дифференциацию фонем;
  • уточнение и расширение словарного запаса учащихся;
  • автоматизацию слогослияния;
  • развитие умения в постановке ударения в слове;
  • развитие грамматических навыков.
Упражнения могут быть использованы на уроке чтения и при проведении индивидуально-групповых коррекционных занятиях. Строятся они в основном на материале читаемых произведений. При индивидуальной работе учитывается, какой параметр чтения у ребенка слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, слогослияние, понимание и т.д. Если учитель использует групповую форму работы, то формируется группа учащихся, которые особенно замедленно овладевают навыком чтения. В учебном процессе тренировочные упражнения используется во фронтальной и групповой работе, индивидуально. Занимают они на уроке 5-6 минут.

Исследовательский проект "Совершенствование навыка чтения младших школьников в системе КРО" можно посмотреть и скачать здесь.

Если понравился пост, то тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...