Важно ли иметь развитое восприятие первокласснику? Для ответа достаточно проанализировать типичные ошибки в письменных работах учащихся к концу первого года обучения: пропуск, замена, искажение букв, так называемое зеркальное письмо. Подобные ошибки происходят из-за неумения школьников различать похожие буквы, видеть слово в целом и каждую букву, в него входящую, анализировать звуковую информацию, осмысливать ее, улавливать изменения и отражать их на письме — и все это по причине недоразвитого восприятия.
Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на различные формы и цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета, у первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов.
Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Учитель регулярно показывает детям приемы осмотра или прослушивания вещей и явлений (порядок выявления их свойств, маршруты движения рук и глаз и т.п.). Средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово). Затем ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по мере общности и т.п. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве его личности.
На своем блоге я уже рассматривала проблему взаимосвязи ведущего канала восприятия и усвоения программного материала: "Математика и ведущий канал восприятия", "Ведущий канал восприятия и овладение навыком грамотного письма". Вашему вниманию были предложены развивающие упражнения.
Основными качествами восприятия являются:
- дифференцированность (различительная чувствительность)
- аналитичность (способность к анализу)
- конкретность (видение изменений в результате убавления, перестановки, добавления деталей)
- прогностичность (видение последствий), точность.
Все перечисленные качества восприятия возможно и необходимо развивать уже в период обучения грамоте. Существенную помощь окажет учителю статья В.В. Лайло "Развитие восприятия у младших школьников", в которой предлагается система упражнения по развитию дифференцированного и аналитического восприятия, конкретности и и прогностичности восприятия, контрольная работа по выявлению результативности развивающей работы.
Поскольку существуют различные виды восприятия, предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения на развитие восприятия:
- величины;
- формы;
- цвета.
Надеюсь, что данный пост сможет оказать кому-то помощь в развитии и совершенствовании восприятия у младших школьников.
0 коммент.:
Отправить комментарий